Москвичка Галина Сафронюк в прямом смысле слова живет на два дома. Один находится в столице, где остался ее бизнес и любимые дочери. Второй — в смоленской деревне Шутовка, в Кардымовском районе. Здесь жизнь Галины состоит из ежедневных забот, знакомых каждому селянину, тем более, главе своего хозяйства — борьбы за урожай, неравной схватки с пресловутой русской тоской, которая все больше одолевает местных жителей, и войны с бюрократами. При этом, как говорит Галина Дмитриевна, деревня захватывает ее все больше, становясь главным домом, куда с удовольствием приезжают из душной Москвы дочери и многочисленные гости. Все они теперь не могут не согласиться с хозяйкой дома — в деревне лучше.

Пьянство — бич села

Еще лет десять назад Галина Сафронюк, успешная московская бизнесвумен, и не думала становиться фермером и перебираться в смоленскую глубинку. Хотя сказать, что сельское хозяйство было чуждой для нее темой, нельзя. Галина выросла в одном из сел в Приднестровье, где она, как и многие деревенские дети, часто помогала старшим на огороде — правда, делала это не с энтузиазмом, а все больше по принуждению.

Потом наступили тяжелые 1990-е и памятные многим события в Приднестровье, откуда нашей героине с семьей пришлось бежать. Галина обосновалась в Москве и, сменив несколько профессий, занялась оптовыми поставками продуктов в крупные сетевые магазины столицы.

В 2007 году, задолго до объявления с высоких трибун курса на импортозамещение, в компании женщины встал вопрос о поставке российских овощей на прилавки магазинов. В поисках поставщиков Галина приехала на Смоленщину – они давно сотрудничали с одной из местных фирм, занимающихся выращиванием зелени и другой сельхозпродукции. Партнеры неожиданно предложили ей попробовать организовать овощной бизнес самой.

Галина рьяно взялась за дело: поставила парники, посадила лук и…. прогорела. Корейская технология выращивания лука, на которую она сделала ставку, не подошла под наши климатические условия. Казалось бы, проект необходимо сворачивать, подсчитывать убытки и признавать поражение. Но сдаваться без боя — не в характере Галины, уже проходившей через непростые времена. Тем более, что все увиденное и пережитое в деревне закалило ее еще больше.

«Как отнеслись ко мне на селе? Доброжелательно», – говорит Галина Дмитриевна, уместив в эту фразу весь спектр непростых отношений с местными жителями и властью. Первое, с чем столкнулась начинающая фермерша, и что, кстати, до сих пор мешает ей работать – пьянство местных жителей. Особенно подвержен влиянию «зеленого змия» сильный пол, из-за чего на сезонные работы она вынуждена приглашать наемных работников из Беларуси.

«Бороться, конечно, пробовала – и уговаривала, и штрафовала, и даже кодировала за счет хозяйства. Не помогает. Уволить — на это я пойти не могу. Как правило, в деревенской семье работает один человек, и если я его накажу, уволю, получается, накажу всю его семью. Поэтому репрессий я решила не устраивать. Говорят, покупаешь дом – покупаешь соседей, а они бывают ближе, чем родственники», — объясняет женщина.

Теперь ближний круг Галины Сафронюк – жители Шутовки и других окрестных деревень. А глава сельского поселения, в прошлом бывший агроном Елена Евгеньевна и председатель поныне существующего колхоза Александр Николаевич стали для москвички настоящими друзьями. К ним, говорит Галина Дмитриевна, можно не только за советом, чем подкормить культуру, когда лучше убрать, обратиться, но и поплакаться в жилетку.

«Мать» всей деревни

Эмоции у фермера бьют через край, когда не удается найти взаимопонимания с чиновниками.

«Субсидии на развитие хозяйства приходится буквально выбивать, при этом, чувствуешь себя, будто милостыню выпрашиваешь, — делится Галина Дмитриевна. — Рассчитываешь на поддержку, разрабатывая поля, которые четверть века стояли бесхозными и никому не нужными. А в ответ – тишина».

Ad 3
Advertisements

Галина часто слышит в свой адрес: «Вы же на себя работаете!». Но помимо этого существует и социальная нагрузка, о которой многие забывают. Ведь фермер не только дает людям рабочие места в деревне, где с работой ой как непросто, но и помогает им в решении бытовых проблем — колодец выкопать, дороги зимой почистить — кого попросить? Идут к Галине Дмитриевне: «Мать, помоги!». «Мать» — именно так ее и прозвали на селе. Порой обращаются и с личными проблемами.

«Молодежь нередко приходит за советом – спрашивают, куда пойти учиться, — делится Галина. — Одна из девчонок по моему совету уехала учиться в медколледж в Смоленск, другая пока в раздумьях, еще не решила, куда поступать, кем стать. Мне интересно с ними общаться. Хочется понять, что меня ждет в будущем — ведь именно с этим поколением мне жить бок о бок. И мне, и, возможно, моим детям, которые, я надеюсь, также переберутся в деревню».

Реальность против виртуального мира

Галина очень скучает по дочерям, и, едва расправившись с делами в деревне, едет к ним в столицу, чтобы потом опять, устав от Москвы, рвануть обратно. «Что не нравится в Москве? Прежде всего, столичный пафос. Непонятно, почему вещь, красная цена которой 200 рублей, продается за две тысячи баксов и люди ее охотно покупают, при этом еще хвастая покупкой друг перед другом! Или зачем делать прическу за 20 тысяч рублей? Если здесь можно подстричься за 200. Москва — это виртуальный мир. Деревня — это реальность. И вместо похода в ресторан я лучше посижу у костра, сосисок пожарю и послушаю тишину», — рассуждает фермер.

Если от ресторанов и вечерних туалетов Галина отказалась без малейшего сожаления, то вот от цветов не смогла — дарит их себе сама. На 8 Марта и в день рождения, который тоже празднует ранней весной: «Тюльпаны – мои любимые цветы, они меня вдохновляют. Это настоящее чудо, когда еще стоят морозы, лежит снег, а у нас начинают расти тюльпаны — вестники весны, с которой многие связывают надежды на лучшее».

Цветочная посевная — еще далеко. Сейчас на повестке дня фермерского хозяйства – уборочная страда, предстоит убрать пшеницу. И комбайн в поле Галина Дмитриевна также поведет сама. Сесть за руль этой махины (хотя комбайнеру сегодня во многом облегчает работу компьютер) пришлось не от хорошей жизни.

«Техника эта современная, дорогая — с кондиционером и компьютером. Когда я увидела, как механизатор собирается сесть в кабину с кувалдой, с намерением «подправить болтик, чтобы не торчал» – испугалась, — вспоминает Галина. — Так уже несколько лет урожай сама собираю».

А после уборочной комбайнер, агроном и руководитель фермерского хозяйства в одном лице собирается отпроситься у самой себя в отпуск – на несколько дней. Но проведет его не на заграничном курорте, а здесь же, в деревне, за домашними хлопотами – будет консервировать на зиму варенья и соленья. А потом — снова за работу – быть строгой и сильной.

«Сегодня на повестке дня — достроить дом в деревне и посадить яблоневый сад! Мне часто приходилось слышать упреки в свой адрес за то, что я неугомонная А я просто ставлю одну цель, добиваюсь ее, тут же обдумываю следующую и уверенно иду к ней. Но только так я и могу жить», — заключает Галина.

http://www.smol.aif.ru/

Loading