От Краснополья до деревни Городецкое каких–то 7 километров. На поле за селом, на сочной травке пасется табун. Лошади разных мастей: гнедые, соловые, пегие, рыжие… 25 конематок плюс взрослые жеребцы, десятка два стригунков… Одна из кобыл, завидев чужаков, подзывает малышей. Фермер Юрий Земцов, которому принадлежит табун, ласково похлопывает ее по бархатной морде:

— Волнуется Белка. Своего малыша потеряла — плод неправильно был расположен, вот и погиб, ее саму еле спасли. А материнский инстинкт у кобылки сильно развит. Теперь всех чужих жеребят кормит, опекает.

И стригункам, и взрослым лошадям на лугу раздолье. Под открытым небом они пасутся, считай, круглые сутки. Земцов официально крестьянско–фермерское хозяйство открыл в мае этого года, но шел к этому 7 лет:

— Именно тогда у меня появились первые кони, которые впоследствии стали приносить потомство. В нашем районе еще несколько фермеров держат лошадей. У Александра Петушко, например, их голов 30. Вот мы и решили: пора объединиться, заняться совместным разведением, помогать друг другу. Спасибо местной власти — поддержала. Райисполком выделил это пастбище, теперь коням есть где разгуляться.

Для Земцова лошади изначально не были выгодным проектом. Скорее — хобби. Говорит, лет 30 назад на Краснопольщине много табунов ходило. В каждом колхозе — а их в районе насчитывалось почти 3 десятка — было по 5 бригад, в одной бригаде около 40 коней. Плюс в каждом дворе свои собственные лошади, вспоминает Юрий:


— 10–летним пацаном я уже умел управляться с самой норовистой лошадкой: и в плуг запрячь, и оседлать. А еще мы пацанами в ночное ходили. Незабываемые эмоции, которых сегодня даже сельские детишки лишены. Хотим возродить все это. Чтобы и горожане, и туристы могли и верхом на скакуне прокатиться, и на бричке — с ветерком. Чтобы свадьбы тут с местечковым колоритом справляли, чтобы зимой люди на санях под звон бубенцов катались. У нас места красивые. А поскольку граничим со Славгородчиной, можем и туда, на Голубую криницу, туристов на лошадях возить.

Планов у фермеров много. И местный райисполком их поддерживает. Выделил 100 гектаров земли под пастбище, еще столько же — под сенокос. Лошадкам ведь без овса да сена никак. Одна лошадка за год сена тонн 5 съедает, жеребенок — тонны две. А Земцов планирует увеличить поголовье до 100 лошадей:

— Кони на селе нужны всегда: поле перепахать, воды подвезти или бидоны с молоком.

Местный житель Олег Чекин у фермера — за начальника конюшни. И дети его рядом крутятся. Многодетный отец доволен:

Ad 3
Advertisements

— У меня одна дочка и двое парней — 11 и 17 лет. Пацанам нравится возиться с конями, расчесывать, купать… И мне хорошо: хлопцы при деле, на глазах. Глядишь, и работать тут останутся, ни в какой город их не потянет. У меня и свои кони есть: 3 матки, 3 жеребца. Хозяйство ж немаленькое: свиньи, утки, индюки… Гектар земли, который надо обработать, засеять. Так что лошади — первые помощники.

У фермера Земцова кони разных пород. Тут и белорусская упряжная, и рысаки, и тяжеловозы. Юрий, до этого 10 лет отработавший в хозяйстве главным ветврачом, о лошадях знает все:

— Они разные и по мастям, и по характерам. К каждой свой подход нужен. Тяжеловозы, например, несмотря на внушительные размеры, очень спокойные, миролюбивые. Русские, кстати, отличаются от советских. Если первые достигают веса 600 — 800 килограммов, то советские тяжеловозы могут дорасти и до полутора тонн.

Массивная красавица лошадка, по размеру куда крупнее остальных, тихо подходит сзади и тычется мордой в мое плечо. Это и есть советский тяжеловоз, его Земцов купил на Мстиславщине, на конезаводе, специализирующемся на выращивании именно этой породы. Тамошние чистокровные силачи при Союзе были очень востребованы. Теперь их для собственных нужд приобретают фермеры, коневоды–любители. В зависимости от породы, возраста и прочих «регалий» стоит коник от 1 до 2 тысяч долларов.

«Шоколадка» Звездочка одна из старейшин в табуне Земцова, ей уже больше 5 лет. Очень любопытная и ласковая. Бродишь по полю, и она за тобой, как на веревочке. От такой красоты дети наверняка будут в восторге.

Впрочем, у Земцова есть задумка для детей купить пони. А других лошадок запрягать в сани и брички. Что спрос на конные прогулки будет, он не сомневается. Своих коней он растит и на продажу. В основном их покупают земляки — на частных подворьях жителей Краснопольщины вороных становится все больше.

Сами местные не сомневаются: фермеры, занявшиеся разведением лошадей, делают благое дело. Всему району от этого польза будет. Ведь фермерские хозяйства — это не только дополнительные рабочие места, это и сохранение деревни, надежда, что она будет жить. Земцов взял в аренду уже несколько заброшенных зданий, которые без хозяина давно обветшали. Хочет привести в порядок бывшие конюшни — сделать новые полы, кровлю.

Второй шанс появился и у школы. Ее в прошлом году закрыли — учиться некому. Добротное кирпичное здание пустовало, но фермер решил на его базе открыть агроэкоусадьбу. Будет привлекать сюда туристов, на платной основе устраивать прогулки верхом на лошадях, делать селфи на память, а в будущем, возможно, займется и иппотерапией.

https://www.sb.by/

Loading