Есть у меня родственники, которые живут на другом конце республики. Их деревня расположена в степном районе, сельскохозяйственном районе, как раньше говорили. Сейчас о сельском хозяйстве там напоминают поля, зарастающие мелким леском и бурьяном, да развалины колхозных ферм.

Конечно не все так плохо, сеют хлеб, сахарную свеклу и подсолнечник. Конечно, до тех гектар, которые высаживали в Союзе, ой как далеко, но хотя бы так.

Чтобы как-то поддержать порядок, сельским сходом было решено запретить продажу спиртного в деревне и, знаете, действительно село более-менее ожило. Деревня небольшая, колхоз еще дышит, но мужики работают даже не за деньги, а за фураж. Но согласных трудится становится все меньше, народ тихонько уезжает. Много людей работают вахтой на Севере.

Муж моей сестры с января на вахте где-то под Уренгоем, заработав на самом деле не так много, но для деревни деньги неплохие. Хватит отложить детям на учебу.

Детей в семье четверо: сын и три дочки, самому старшему 20 лет, самой младшей 5. Старший — опора семьи, труженик, который встает в 6 утра и почти до вечера в заботах по хозяйству. А хозяйство это вообще залог выживания в селе, а в их семье огромный огород, четыре коровы, два теленка, лошадь, с два десятка овец, примерно столько же кур, скоро будет еще до сотни гусей и уток. Под осень всей семьей они выходят собирать сахарную свеклу, за которую тоже платят небольшие деньги.

Старшего забирают в армию, как он сам шутит — хоть там отосплюсь. Его мама грустно улыбается, знает, что это лето выдастся тяжелым, ведь тяжесть покоса теперь ляжет на девочек. В такой семье очень теплая обстановка, дети действительно держаться друг за друга, существует некая иерархия и уважительное отношение. Даже кушают только когда все сядут за стол.

Ad 3
Advertisements

К чему это я все? Да к тому, что, наверное,  счастливее семьи моих родственников я не встречал. Точнее, от их дружного семейства веет теплотой моего детства, когда все соседние семьи жили так — трудом и миром. Честный труд — высшее благо, заработанный кусок хлеба — слаще всего.

Я помню как мы ждали папку с работы, он приезжал из леса усталый, пропахший дымом, в резиновых сапогах, тогда еще не носили носки и батя мотал портянки. Отец снимал верхнюю одежду и рубашку, потом наклонялся и мама поливала на него сверху воду из ковша, так отец смывал пот, накопившийся за долгий трудовой день. В соседних домах тоже ждали своих отцов с работы, будь то мастер леса, машинист тепловоза или просто лесоруб, человека труда уважали всегда.

https://zen.yandex.ru/

Loading