Откуда берется финансовая «кровь» в «жилах» немецкого фермерства? Этот опыт будет интересен и отечественным аграриям, так как у немцев действует принцип защиты слабой стороны.

 

Как это работает?

 

Правительство Германии активно поддерживает аграрный сектор. Фермеры получают помощь в виде отмены ограничений по землям, выведенным из производственного пользования:

  • для выращивания фуражных культур;
  • продления договоров аренды земли или отмены платы за пользование на земли, которые арендуются у государства;
  • осуществления авансовых платежей или досрочных выплат государственных субсидий, авансовых выплат госпомощи в неблагоприятных для сельскохозяйственного производства регионах;
  • в ситуации национального кризиса государственные субсидии выплачиваются предприятиям в условиях риска банкротства (половину — федеральное правительство, остальное — земельные бюджеты).

 

Кроме того, власть может даже аннулировать земельный налог в случаях неурожая сельскохозяйственных культур. Система налогообложения здесь дифференцирована. Немецкие аграрии поделены на три категории, самый низкий налог платят те, у кого самый низкий доход. Чем прибыль выше, тем больше налог и сложность его расчета.

 

О поддержке сельского хозяйства местным правительством не понаслышке знает немецкий фермер Фредерик Платте. Он — один из участников кооператива, в который входит 7 фермерских хозяйств с земельным банком от 250 до 600 га. Эта небольшая группа фермеров объединилась и в 2010 г. запустила целый биогазовый завод по добыче метана ― Biomethan Deister-Süntel GmbH & Co. KG. Тепловая мощность предприятия составляет 350 м3/час. Экологически чистую энергию продают муниципальным энергетическим компаниям.

Для развития своих хозяйств фермеры берут кредиты. Ранее Европейский банк давал ссуду под 0%, сейчас процент немного подняли. Местные банки анализируют производство, если все идет хорошо и есть хороший бонитет почв, то кредиты дают с удовольствием. Производство идет тяжело — соответственно, и кредит получить сложнее, дают, но уже под 1,5%. Банк-кредитор рассматривает каждое хозяйство отдельно, чем выше бонитет, тем ниже процент. Но кредит может получить только тот аграрий, чей доход не превышает установленных пределов.

 

Если сельхозпроизводитель работает в регионе с неблагоприятными климатическими условиями, то государство покрывает 5% его кредита, в других регионах ― 3%. Но при этом собственный вклад фермера должен составлять не менее 10% от суммы инвестиции.

Фермеры получают от немецкого государства премии и дотации. Но все не просто так, прежде необходимо хорошенько потрудиться и придерживаться целого списка требований. Не выполняешь требования ― не получаешь дотаций. А без них сельхозпроизводителю приходится нелегко.

 

Государство часто проверяет хозяйства на уровень выделения углекислого газа, раз в год проводят налоговые проверки. Социальные налоги в Германии достаточно высоки. Например, месячная зарплата обслуживающего персонала в аграрном предприятии (секретарь, офис-менеджер) около 2,5 тыс. евро, но с вычетом социального налога составляет 1–1,2 тыс. евро. В то же время, люди знают, за что они платят, и знают, что защищены социально. Если в процессе производства работник получил травму, то всю оставшуюся жизнь гарантировано будет получать ту же зарплату.

 

«Члены нашего кооператива сами проводят первичный бухучет. Берутся за это, конечно же, по возможности. Ведь работа в поле требует много времени и сил, но в основном, если что-то покупают, то сразу забивают в компьютер. У моего коллеги есть программа, с помощью которой он передает на аутсорсинг все бухгалтерские данные», ― рассказывает Фредерик Платте.

 

Ad 3
Advertisements

В развитии животноводства в Германии важную роль играет новая социальная программа, которая инициирована правительством и осуществляется при поддержке органов местного управления — так называемая «региональная еда». Ее цель — популяризация среди местного населения продуктов, которые производятся в данном регионе.

 

Люди начинают доверять больше тем продуктам, которые производятся в их местности: они сами видят, слышат, знают, кто как работает и что производит. Эта программа также касается и мяса. Мясники используют термин 3D, который расшифровывается как «Рожден в Германии, выращен в Германии и забит в Германии», что уже говорит о соблюдении немецких стандартов качества на всех трех этапах производства.

Кооперация по-немецки

Раньше в Германии была популярной поговорка: «Если хочешь свести вместе трех селян, то двоих тебе придется убить», поскольку люди не хотели объединяться. Но обстоятельства диктуют свои условия. Только объединившись, фермеры могут купить хорошую сельхозтехнику и использовать ее без простоя, на полную мощность, отрабатывая вложенные средства.

 

Исторически так сложилось, что в Восточной Германии было больше хозяйств, похожих на советские колхозы. Да и сейчас это явление частично сохранилось, поэтому в этой части страны размер хозяйств составляет 300-400 га, а вот на западной стороне ― приблизительно 100 га.

 

На землях бывшей ГДР в Восточной Германии есть и крупные предприятия с земельным банком 3,5-5 тыс. га, есть и 11 тыс. га, но это уже огромное хозяйство. В Западной Германии земельный банк средних хозяйств варьируется в пределах 1 тыс. га.

 

 

Фермеры берут землю в аренду у других собственников, которые, например, не хотят ее обрабатывать. Или же обрабатывать просто некому. Цена аренды зависит от качества земли. В среднем, €400-500/га. Но там, где земли лучше, цена аренды может достигать €800/га.

 

Аграриям-новичкам в Германии очень сложно купить землю для старта, поскольку хорошая земля дорого стоит. Поэтому для начала ее просто арендуют. Но если стартовый капитал позволяет, то покупают небольшие земельные угодья. Чаще в Восточной Германии, в Западной сельхозпредприятия редко продаются. Для молодежи, которая решила связать свою жизнь с сельским хозяйством, правительство Германии предоставляет льготные условия для получения кредита. Так государство стимулирует агросектор, не нарушая законодательства ЕС.

На снимке: фермер Фредерик Платте.

https://latifundist.com

Loading