Если проехать от псковского железнодорожного вокзала на юго–запад в сторону эстонской границы минут сорок, то можно увидеть насыпную дорогу к холмам, утопающим в снегах, и русскую избушку с модными панорамными окнами. У самодельного шлагбаума приветствуют две огромные черные овчарки и пять мирных котиков, сидящих на завалинке. Вся эта живность, как и куры в курятнике, работает — охраняет, ловит мышей, несет яйца в крестьянско–фермерском экохозяйстве «Подчерничье».

Три года назад пять петербургских семей, мечтающих жить за городом, решили объединить усилия.

 

«Ездили, смотрели предлагаемые к продаже земли. Выбрали урочище Подчерничье в 14 км от Изборска площадью 200 га, — рассказывает одна из совладелиц хозяйства, Анастасия Мельникова, — купили сразу. За 2 года в инфраструктуру проекта вложили более 4 млн рублей». А мечтают вложить еще примерно 100 млн. Упор намерены делать именно на выращивание растений, животноводство решили не развивать. «Оно, по нашему мнению, переоценено, — рассказывает Анастасия, — много отходов, кроме того, не хочется открывать здесь убойный цех».

 

«Мы разделяем разумный подход к использованию ресурсов, — рассказывает супруг Анастасии экофермер Илья Мельников. — Переняв опыт у единомышленников — пермакультуристов, садоводов и просто грамотных агрономов, хотим создать рекреационную зону для всех желающих».

 

Среди энтузиастов — трое предпринимателей (один из них отец четверых детей), бывший работник Ботанического сада СПбГУ, агроном. Илья — выпускник Лесотехнической академии, эколог, Настя — дизайнер интерьеров и ландшафтный дизайнер.

 

Сказано — сделано

За 3 года в Подчерничье удалось провести электричество, насыпать дорогу 2,5 км за 550 тыс. рублей, вырыть и обустроить шесть прудов (надеются сделать еще 14) — они по правилам пермакультуры обязательны в хозяйстве, поскольку влияют на создание идеального микроклимата и обеспечивают возможность полива посадок. Построен и дом — русская изба, но с панорамными окнами в пол и видом на поля, леса, баню, столовую–клуб для будущих туристов.

С пермакультурой Илья и Настя познакомились, когда австрийский фермер Зепп Хольцер, один из гуру движения, приезжал в Петербург. Супруги изучали видео в интернете и прошли курс пермакультуры у его последователей. Хольцер прославился тем, что вырастил сады–огороды на высоте 800–900 м в Альпах. Перенимать опыт к нему приезжали все — от королей до звезд Голливуда.

 

Настя шутит, что местные мыши тоже прониклись пермакультурой. Одна из примет пермакультурного сада — высокие вертикальные грядки. При посадке учитывается, что, например, голубика хорошо растет рядом с елью, а черная ольха — с дубом. «Только вот мыши решили, что эти грядки — их пентхаус, — говорит она, — никуда бегать не надо, на первом этаже — черника, на последнем — кабачки».

 

Посадили 200 фруктовых деревьев, 200 кустов голубики, 1200 тыкв, 500 кустов клубники. Растет поляника — крупная лесная ягода. Из диковинных растений имеются северный киви — актинидия, гинкго билоба, персик, бархат амурский, грецкий орех, другие краснокнижные растения. «Спрос на них будет расти, — уверен Илья Мельников, — ведь ничего подобного на Северо–Западе не выращивают». Вот только приглашенный из соседней деревни работник при покосе травы случайно скосил гинкго билоба.

Ретриты, йога, семинары

 

Место овощей, зелени и ягод — в круглогодичном биовегетарии. Это теплица особой конструкции с обогревом площадью 500 м2. Будет давать до 100 тонн овощей в год. Как говорит Илья, прямо в биовегетарии есть источники воды и тепла, благодаря конструкции больше используется энергия солнца, даже крупные камни приносят пользу. Зимой в вегетарии температура плюс 5 градусов. При использовании дополнительного обогрева можно круглогодично выращивать большинство культур.

 

Кроме вегетария, на полях хотят построить купол — полупрозрачное светящееся сооружение для ретритов, занятий йогой, семинаров. Кемпинг будет включать пять домиков по 20 м2, 10 домиков по 40 м2, пару домов по 100 м2. На этом фермеры также намерены зарабатывать, сельский познавательный туризм входит в моду.

 

Кстати, недоверчивые местные считают Настю и Илью сектантами. Мол, зачем им все это, если можно съездить за продуктами в «Ленту»? Поэтому нанять кого–то в сезон — большая проблема. Приглашают знакомых и родственников.

Сыр в масле

 

Пока суть да дело, к Подчерничью потянулись окрестные фермеры — узнали, что Настя и Илья открыли интернет–магазин, и стали предлагать им свою продукцию на реализацию. Так в ассортименте появились сыры, например скормоцца производства бренда «СыраМать» из соседней деревни.

 

«СыраМать» — это предпринимательница Жанна Голованова, которая варит сыры из молока двух своих и нескольких соседских коров. Продавать его в псковской глубинке негде, вот интернет–магазин и в помощь.

 

Ad 3
Advertisements

Сыры готовят еще четыре местных фермера. Доставку организуют несколько раз в месяц. В сезон это овощи и фрукты, зимой — сыр, хлеб на хмелевой закваске, мед, пряники, хвойный квас, травы — все от 10 фермеров, которые живут вокруг Подчерничья. Магазин приносит около 300 тыс. рублей в месяц, но к лету продажи думают нарастить. Кроме того, ездят на ярмарки в Петербург.

 

Настя и Илья ждут энтузиастов, молодые семьи, которые хотят жить на земле и питаться натуральной едой, выращенной своими руками. «Оформим им участок по себестоимости с условием, что они будут участвовать в развитии хозяйства своим трудом или деньгами», — говорит Илья Мельников.

Движение

 

«Ребята молодцы, — говорит Сергей Сидоренко, основатель петербургского клуба «Свое дело» и владелец пермакультурного хозяйства «Морское» в Крыму, — взялись за такое важное дело. Возможно, не все у них получится, но похвален уже сам энтузиазм».

 

Сергей 6 лет развивает экокурорт, сочетая выращивание садов и огородов с туризмом, принимая группы и размещая их в «скифских домиках» на берегу моря — бревенчатых сооружениях, увитых виноградом. Персики, айва растут не на продажу, а входят в стоимость проживания.

 

«Из нашей группы слушателей лекций Зеппа Хольцера вышло четыре бизнес–проекта, — рассказывает Сидоренко, — это фермы в Москве и Московской области, Казахстане и Крыму». Сейчас самый крупный пермакультурный проект в России — «Яснополе» — находится в Тульской области. В хозяйство площадью 500 га его основатель, архитектор Владимир Кузьмин, инвестировал 200 млн рублей.

 

Как рассказывает Валерия Букина, директор российского центра пермакультуры Хольцера, эти идеи прижились в России примерно в 100 фермерских хозяйствах площадью 3–6 га. «Самый медийный человек в области метода пермакультуры — это Джон Кописки и его ферма «Богдарня» во Владимирской области, где развивают экотуризм, молочное производство и конный спорт», — рассказывает Валерия.

«Подчерничье» в цифрах

Круглогодичный вегетарий на 500 м2, 7,5 млн рублей:

— Период окупаемости общих вложений — 1,5 года.

— Чистая прибыль за 3 года — 15,5 млн рублей.

Сад (1,5 тыс. саженцев на 1 га), 1,5–2,5 млн рублей:

— Выход на проектную мощность — 4 года.

— Чистая прибыль с четвертого года — от 500 тыс. рублей.

Малиновый сад на 15 тыс. саженцев, 5,6 млн рублей:

— Период окупаемости инвестиций — 2 года.

— Чистая прибыль за 3 года — 2,6 млн рублей.

 

Пермакультура

От англ. permanent agriculture — «постоянное сельское хозяйство» — подход к проектированию пространства и система ведения сельского хозяйства, основанные на взаимосвязях естественных экосистем (все растет вместе и приносит небывалые урожаи). Цель — избежать урона для биоразнообразия, приносимого присущими традиционной агрокультуре методами.

 

Автор: Lilia Agarkova.  .

Фото автора.

 

https://www.dp.ru

 

Loading