В выпуске «Экономика Сибири» от 6 декабря этого года  был опубликован материал «Своей головой», посвященный проблемам и перспективам фермерского сыроделия в Алтайском крае. Отклики не заставили себя долго ждать.

 

Звонившие хозяева малых сыроделен из Алтайского края и Республики Алтай согласились с основным выводом материала: малый бизнес зачастую оказывается один на один со своими проблемами. А вместо своевременной помощи от соответствующих властных структур — натыкается на созданные ими же препятствия или равнодушие. Особенно актуальными оказались темы взаимоотношений с крупными торговыми сетями и просвещения потребителей.

Свою точку зрения, связанную с проблемой роста потребительского спроса на продукцию малых сыроделен, высказал представитель барнаульской сырной лавки Сергей Деревянко:

— На Алтае фермерские, ремесленные сыры продаются с трудом, зато на западе от Уральских гор алтайский сыр встречается довольно часто. Стоит он очень дорого, но на поверку оказывается поддельным. Вдвойне обидно для фермеров-сыроделов то, что они очень строго подходят к соблюдению технологических требований — в частности, к длительной выдержке сыра и отсутствию добавок, увеличивающих срок хранения. Но потребитель по привычке больше внимания уделяет товарному виду, обертке, зачастую не придавая значения очевидным признакам не выдержанного до нужных кондиций сыра (например, трещинам и изломам на поверхности). Ведь не секрет, что крупные производители не всегда щепетильны в таких вопросах.

 

Сыры промышленного производства находятся в более выигрышной ситуации. Наши потребители не привыкли видеть сырные головки в натуральных корках — потрескавшихся и неказистых. Кстати, на европейских рынках они продаются как раз в таком виде. Дающем понять искушенному покупателю, что он берет натуральный продукт. Наши же земляки привыкли доверять своему советскому и досанкционному опыту. В то же время потребитель настороженно воспринимает аутентичные сыры. Это те случаи, когда производители дают сырам, произведенным по классическим технологиям, местные названия — «Кикимор», «Кержак», «Берендей» «Крепыш», «Благодар», «Солнышко», «Солоновский», «Сибириана». А ведь «Солоновский» делается по образу и подобию выдержанной гауды. Но называть его гаудой некорректно — это то же самое, как называть коньяком любой бренди.

Многие торговые организации из них во главу угла ставят только прибыль и минимизацию торговых издержек. Поэтому с ремесленными, фермерскими сырами связываться не хотят — возни, по мнению продавцов, много, а прибыли мало. Сегодня ремесленный сыр можно купить либо на самой сыроварне, либо на рынках, где крупные фермерские хозяйства открывают свои торговые точки, либо у таких «ненормальных» энтузиастов, как мы.

Ad 3
Advertisements

 

Что делать в такой ситуации? Заниматься просвещением потребителей, в том числе во время фестивалей и выставок. Однако одним фермерам-сыроделам и тем, кто торгует их продукцией, с этой задачей не справиться. Хотя бы потому, что участие в фестивалях — занятие весьма затратное, и неслучайно последними праздниками сыра в Алтайском крае заправляют крупные маслосыродельные заводы, не скупящиеся на широкую рекламу.

 

Фермерам-сыроделам пришло время объединяться и создавать механизм продвижения своей продукции. И очевидно, что вопросами поддержки сыроделен должны активно заниматься такие структуры, как управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.

https://rg.ru

Loading