Семья Макляковых переехала на Кубань сравнительно недавно. Но за короткое время своим трудом фермеры смогли завоевать большой авторитет у коренных жителей станицы Переправной.

Все-таки курица – это птица

Лично я в своей жизни не видел никаких перощипалок, хотя подростком лет десять прожил в деревне. Да и сейчас супруга нет-нет, да и решается взяться за разведение уточек. Я не против, но выщипывание этих водоплавающих не пожелаю и врагу. Муторно это как-то. Особенно когда чуть прозеваешь (зевает, конечно же, супруга), и перо птицы пошло в пеньку. Более чем на две утки меня обычно не хватает, и каждый раз в процессе общипывания в голове назойливо крутятся лишь две мысли: кого бы подключить к этому делу и как бы этот процесс механизировать или автоматизировать… А потому я, не раздумывая, рванул в Переправную.

У калитки меня радушно встретила хозяйка дома Светлана. Нисколько не удивившись приезду журналиста (к пишущей братии Макляковы привыкли еще в Екатеринбурге), сходу начала показывать свое хозяйство.

— Давайте начнем с курочек. Они у меня простые, но в то же время особенные.

«Эка невидаль, – мелькнула мысль, – то ли я кур никогда не видал! Курица, она и в Африке курица». Ах, как же я ошибался! Многое, что мне довелось посмотреть на подворье Макляковых, увидел впервые в своей жизни.

— Вот это для личного подсобного хозяйства самая выгодная на яйцо порода – карликовый леггорн, – невозмутимо начала Светлана, несмотря на мой явно читающийся на лице скепсис. – Они несут до 280 яиц в год. А вот здесь у нас самые выгодные для разведения в ЛПХ куры на мясо: это мини-мясные палевые, я их называю «мясушки». Вес взрослой птицы достигает четырех килограммов.

— Да ладно! Не может быть, – засомневался я. Вес обычной курицы в четыре килограмма меня не на шутку заинтересовал.

— Правда-правда. Это достаточно серьезная альтернатива бройлерам, – продолжает свою экскурсию по подворью Светлана. – А вот здесь у нас яично-мясные пушкинские, это селекция питерского института птицеводства. Их яйценоскость обычно до 290 яиц в год.

Вот он – момент истины! К черту уточек, заведу лучше дома пушкинских курочек, хоть с яйцами буду круглый год.

— А вот это — куры мясо-яичной линии. Знаменитые юрловские — это, пожалуй, самая крупная отечественная порода. Петухи могут весить до семи килограммов, куры несут до 180 яиц в год, а яйцо при этом может достигать 98 граммов.

— Ого! Так лучше тогда их выращивать. Яйца здоровенные, петухи обалденные!..

— Вы еще моих козочек не видели, – смеется Светлана. – А если серьезно, я считаю, что в любом подсобном хозяйстве лучше все-таки держать породную живность. Ведь кто-то делает упор на яйцо, кому-то больше нравится разведение домашней птицы на мясо. А вот это для души (мы проходим чуть дальше мимо череды клеток, капитальных сараев и временных построек). Это русский королек, или ситцевая бентамка, а вот знаменитый карликовый кохинхин.

Ох, уж эти птицеводы-профессионалы! Лично меня «курочки для души» совсем не вдохновили. Да, красиво и здорово, но перед глазами все больше и больше стояли семикилограммовые петухи и курочки-рябы, несущиеся чуть ли не каждый день. Что поделаешь, я прозаик, и меркантильный интерес прет изо всех щелей. А еще я подумал, что курица все-таки серьезная птица…

С Урала на юг

Честно признаюсь, такого «галопа» по подсобному хозяйству Макляковых я выдержать долго не смог, а потому экстренно выкинул белый флаг капитуляции, запросив у хозяйки стакан холодной воды. Воспользовавшись небольшой передышкой, расспрашиваю у Светланы о житье-бытье.

— Как вы попали на Кубань?

— О, это целая история. Мы всей семьей два года выбирали место нашего будущего проживания на юге. У нас был налаженный и стабильный бизнес в Екатеринбурге, но как-то, знаете, потянуло на юга. Изучали карту России, шарились по Интернету. Остановились на Краснодарском крае. Здесь, на Кубани, сейчас оказывается очень мощная поддержка развитию малого бизнеса, в частности, личным подсобным хозяйствам. У вас действительно Законодательное собрание края работает, и краевые депутаты хлеб зря не едят. Мы достаточно долго выбирали, куда бы нам поехать. Архипо-Осиповка или Кущевка, Геленджик или Новороссийск. Там жарко, там далеко от моря, где-то не понравился климат, где-то — отсутствие нормальной питьевой воды. В конце концов остановились на Мостовском районе. Удивительное место! До краевой столицы почти двести километров, до моря чуть больше. Климат благоприятный, лес и горы рядом, мозги, руки и желание работать и творить есть. Что еще нужно человеку для счастья?!

Три «к» Макляковых

— Светлана, мне очень много рассказывали не только о ваших породных курицах, но и о развитии в вашем хозяйстве кролиководства и козоводства. Скажу больше, по словам главы поселения, то, чем занимаетесь вы, и есть та фишка, на которую следует ставить. Это реальная альтернатива выращиванию крупного рогатого скота или свиней. Слева ящур, справа чума. Куда же деваться бедному крестьянину?.. Итак, Светлана, вернемся к нашим баранам, то бишь кроликам…

— Что касается кроликов, давайте я вас переадресую своему мужу.

Утолив жажду и осмыслив все происходящее, я попал в рукастые объятия Евгения Маклякова. Почему «рукастые»? Объясняю: этот мужик все делает своими руками. Мы как-то сразу приглянулись друг другу, так могут нравиться только люди одинаково мыслящие. Дальше совсем незаметно перешли на «ты».

— Я достаточно ленив, – признался Евгений, – а потому хочу усовершенствовать и максимально механизировать свое производство. Пересмотрел зрительно и перелопатил в уме десятки крольчатников. От знаменитых клеток Михайлова до всевозможных разработок кроличьей клетки Алексея Цветкова. Где-то внес свои коррективы, мысли, новации и в результате создал чисто свою, родную, уникальную кроличью клетку, которую сейчас поставил на поток.

— Запатентовал изобретение?

Ad 3
Advertisements

— Да нет! Зачем? Я не стремлюсь к мировой славе, просто хочу, чтобы каждый человек с руками и мозгами, реально желающий заработать, смог это запросто сделать. У меня принцип по жизни: либо я продаю результаты своего труда дорого, либо я просто дарю.

— Со сбытом клеток нет проблем?

— Абсолютно нет. Сейчас выполняю достаточно большой заказ для Вологды, на очереди заявка из Костромской области, далее клетки для Астрахани, Саратова и Рязани…

— Стоп-стоп-стоп! А где же Краснодарский край? Кубань же всегда была впереди планеты всей…

— К сожалению, заказов из районов Кубани пока очень мало. В основном лидирует средняя полоса России. На сегодняшний день есть небольшие заявки из Каневского района, совсем малые из Кропоткина, чуть из Выселок и заказ на три-четыре крольчатника из Славян-ска-на-Кубани.

— О-о-о! Это просто отсутствие информации. Ведь не случайно сейчас говорят: кто владеет информацией, тот владеет миром. Итак, что входит в усовершенствованную тобой клетку?

— Я изготавливаю трехъярусные кроличьи клетки на шесть посадочных мест. Туда входят бункерная кормушка, сенник, поилка, родильное отделение и система навозоудаления. Такая клетка позволяет содержать животных при минимальном вмешательстве человека.

— Это выращивание кролика на мех или мясо?

— В данном случае упор делается на мясо. Забой кролика производится в 75-90 дней, при этом его живая масса достигает трех килограммов.

— Жень, подожди! Давай ты мне буквально на пальцах объяснишь преимущества разведения кроликов.

— Но это же так очевидно. Смотри сам: с Урала я с собой привез 30 голов племенных кроликов, мясошкурковых пород. Они уже принесли первое кубанское потомство. Учитывая тягу к размножению и плодовитость, к сентябрю их будет даже при самом плохом раскладе порядка 500-600 штук. Почем сейчас крольчатина на рынке? Хорошо, берем по 200 рублей за кило. Каждый кролик в убойном весе дает нам около 1,5 кг мяса. Перемножь и прибавь к этому то, что может получиться за год…

Признаюсь честно, мой дорогой читатель, я не стал ни множить, ни прибавлять, оставляю это для тебя. Я понял лишь одно: ну их на фиг этих всяких уточек, да и курочек туда же. Буду лучше кроликов выращивать! Мысленно я увидел уже себя не только заслуженным кролиководом России, но и главным поставщиком нежнейшего диетического кроличьего мяса по всей Кубани. А что? Ниша-то пока не занята…

На эту грешную землю с заоблачных высот меня очень быстро опустил Евгений Макляков:

— Теперь давай посчитаем вложения. (Ах, блин, взял и развеял дым моих грез). Тот, кто с руками и с головой, по моим чертежам запросто сможет сам изготовить клетки. Я просчитал, что при содержании шести крольчих, а это всего одна клетка, в дело нужно вложить только тридцать тысяч рублей. Причем занятие кролиководством позволяет фермеру развиваться постепенно. В любом бизнесе нужны инвестиции, то есть вложение денег. Но если в любом другом секторе экономики окупаемость достигается за пять-шесть лет, то здесь она может составить всего лишь год. Кролик — очень рентабельное животное.

— Жень, подожди, а как же насчет болезней? Я помню, даже в романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова у святого отца Федора болезнь в одночасье выкосила всех кроликов. Да и у нас: то чума у свиней, то ящур у коров. Слава богу, пока нет бруцеллеза овец или какого-нибудь пиелонефрита уток. Ну, ты понял, что я имею в виду…

— Конечно, я допускаю мысль, что животные могут заболеть, риск всегда есть, но все зависит от ухода. И если любая живность ухожена, правильно накормлена и напоена и не стоит по уши в дерьме, то и всякие болячки ее обойдут. Вообще, на мой взгляд, в личном подсобном хозяйстве делать ставку на один вид производства ни в коем случае нельзя. Вот и мы не развиваем усиленно какое-то одно направление, а подходим комплексно. Здесь вам и птицеводство, и кролиководство, а еще у нас есть козы. Ну, с этим вопросом лучше всего к моей супруге Светлане.

Мне не захотелось тревожить хозяйку, тем более когда узнал, что Светлана пошла доить коз. Я просто понял секрет этой семьи. Он у них свой, особенный. В формуле жизни помимо главной буквы «м», подразумевающей самих Макляковых, есть еще три «к» – куры, кролики, козы. А еще «ч» – черви и «п» – перепела.

Анатолий Чайков.

http://dok-russia.ru

Фото: https://fermer.ru/forum/melkoe-zhivotnovodstvo/kroliki/soderzhanie-i-ukhod/200263

Loading