Дудино — небольшая деревушка в Завидовском заповеднике Тверской области. В этих лесах в своё время любил охотиться Борис Ельцин, а в соседней деревне Поминово стоит дом родственников Владимира Путина. Однако, несмотря на «элитность» территории, проблемы здесь такие же, как и везде.

Вот уже несколько лет в Дудино возрождается храм, при нём действует ферма. Начавшаяся с нескольких грядок картошки, она выросла в солидное хозяйство. Чем сегодня живёт село и как его пробудить, рассказал настоятель Вознесенского храма отец Валерий Юкин.​

Валерий Юкин: — В Дудино я приехал в 2010 году, меня направили сюда возрождать местный храм XIX столетия. Он более полувека стоял заброшенный, без окон и дверей, внутри гулял ветер и летали птицы. Про свет и воду даже молчу, в помине не было. До меня работы по спасению храма здесь начали вести иерей Владимир Чаплин и староста Раиса Александровна. Им удалось частично восстановить здание, сохранить его от разрушения.

Однако храм большой, около 700 квадратных метров. Работы ещё много! Как приехал, думал — и жизни не хватит. Но что поделать, унывать нельзя. Мой духовный наставник посоветовал заняться сельским хозяйством, а я, говорит, буду за тебя молиться. Своё хозяйство — это и подспорье для восстановления храма, и создание рабочих мест, и возможность поднять село. И вправду, Господь всё устраивает. Нашлись люди, которые помогли восстановить разрушенные своды, сделать кровлю и печное отопление, вставить окна.

Постепенно хозяйство стало разрастаться, а при церкви образовалась община — около 30 человек. Открыли воскресную школу, построили детскую площадку. Даже несколько москвичей к нам переехали. Мы здесь и живём, и молимся, и работаем. Делаем всё сообща.

Досье
Валерий Юкин. Родился в 1967 году в Астрахани. Образование — средне-техническое, также окончил духовную семинарию. Священник. Занимается окормлением (духовным наставлением — ред.) школ-интернатов детей-инвалидов в Твери. Женат, трое детей, двое внуков.

Я и сам если не на службе, так в поле: чтобы народ не думал, что у батюшки белы рученьки. Встал в 5-6 утра — и сразу за дела. Порой оглядываюсь назад, и кажется, второй раз такое уже не потяну. Нет, не физический труд страшен. Сколько сил уходит на пробуждение народа!

От долгих лет безработицы многие жители спились и опустили руки. Бывало, позовёшь на поле, а они в ответ смеются: «Ой, батюшка решил в фермера поиграть». Ничего, беседовал, разъяснял, молился за них. Некоторых удалось наставить на путь истинный, сегодня они работают в хозяйстве прихода, у них уже свои семьи. За эти семь лет это самая важная победа. Надо потихоньку будить народ.

— Сельское хозяйство требует вложений. Откуда брали деньги?

— С миру по нитке. Начиналось всё с одной козы да грядки картошки. Кто-то подарил старый тракторишко. Он не на ходу был. Подлатали — бегает! Где что удавалось подкопить или часть пожертвований — сразу вкладывал в хозяйство: постепенно появились коровы, козы, пасека.

Несколько лет назад удалось получить от области грант. На него приобрели «Газель» с холодильником и сенокосную технику. Сейчас уже и сами что-то зарабатываем. Но сельское хозяйство, знаете ли, — дорогое удовольствие. Окупается оно годами. Затрат ведь много: средства нужны на посевную, горючее, корм животным, налоги, зарплаты. Порой приходится непросто, но возрождение села нашей стране сегодня необходимо.

Ad 3
Advertisements

— Одна из главных проблем фермеров — сбыт продукции. Как вы её решаете?

— В основном мы производим молочную продукцию. Поставляем её на рынки, что-то забирают местные жители. Хорошее подспорье для фермеров — сельскохозяйственные ярмарки. Но проблемы с реализацией ещё остаются. Например, раньше молочную продукцию в Твери можно было продавать в ларьках, а теперь их в городе ставить нельзя — портят внешний вид. Хорошая возможность представить свои товары, где о них узнают больше людей, — торговые сети. Однако небольшим хозяйствам попасть туда трудно. Там нужны крупные объёмы, возникают вопросы с ценообразованием. Тот же творог, например, у нас ручного производства, без заквасок и так называемых «ускорителей». Соответственно, его себестоимость выше фабричного. Получается, чтобы наш домашний творог оправдал понесённые затраты за выход в сети, его нужно продавать в два-три раза дороже, чем сейчас. Но за такую стоимость его не все купят, потому что на прилавках большой выбор дешёвого творога из сухого молока. А покупатель, увы, сегодня зачастую идёт за ценой. Но мы будем развиваться и стараться попасть в сети, не снижая качество. Ведь здоровое питание — здоровая нация. Так что надо фермерам пробиваться и поставлять натуральные продукты.

— Какая помощь требуется от государства?

— Сегодня есть гранты, субсидии и другие виды поддержки. Правда, действуют они не по всем направлениям. А ведь сельское хозяйство — живой процесс: может заболеть корова, не уродиться картофель, погибнуть овёс. Поэтому хотелось бы, чтобы селянам всё же уделяли побольше внимания. Например, неплохо бы решить вопрос с налогами для фермеров. Наша отрасль — стратегическая для государства. Она кормит народ, даёт рабочие места. Мне кажется, налоги для тех, кто трудится в этой сфере, должны быть гораздо ниже, чем сейчас.

— Как вы думаете, можно в деревни снова вдохнуть жизнь?

— Людям нужны условия. Сейчас в окрестностях Дудино больницы закрыты, школа осталась всего одна, на почту без слёз не взглянешь. Работать негде. Молодёжь уезжает в город за лучшей жизнью. В деревнях остаются старики, до последнего держат скот. Бывает, подойдёт бабушка и говорит: «Батюшка, сил нет, зарежу корову, поеду к своим в город». А для меня это боль, так и пустеют деревни.

Понятно, что вмиг проблемы не решить. Возможно, местным администрациям надо уделять больше внимания развитию территорий.

Мы пять лет просили участок в округе для интерната для детей, больных детским церебральным параличом. Пока однажды к нам не приехали Владыка Виктор (митрополит Тверской и Кашинский — ред.) и губернатор Игорь Руденя. Как это часто бывает, присутствие вышепоставленных чиновников даёт большие результаты. После того визита участок нам выделили быстро.

Нет, я не жалуюсь. Просто хочется, чтобы деревня оживала. Сколько полей вокруг зарастает! Обещали, что земли, которые не обрабатываются, будут изымать и возвращать в оборот. Пока результата нет, но очень на это надеюсь. Деревня должна жить! При царе Николае II Россия занимала второе место в мире по продовольствию. Мы кормили не только себя, но и другие страны. К сожалению, сейчас ценности поменялись, земля почему-то перестала для нас быть богатством. Мы в Дудино трудимся и молимся, чтобы настали перемены к лучшему. А вы приезжайте в гости. Знаете, какая природа кругом!

http://www.tver.aif.ru

Loading