«Для нас все это неподъемно. Проще закрыться», — председатель правления племзавода им. Ленина (Волгоградская область) Александр Петров.

«Зашьем, наверно, у коров одно место», — руководитель ООО имени Германа Титова (Алтай) Александр Траутвейн.

«Я поражаюсь, какие глупости в нашей стране принимаются», — глава Татарстана Рустам Минниханов.

 

Такую бурю эмоций в 2016 году вызвал так называемый «закон о навозе». На самом деле это были поправки в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в котором продукция жизнедеятельность коров и свиней была отнесена именно к отходам. А раз так, будьте любезны — получайте лицензии, проектируйте специальные сооружения, утилизируйте по всем правилам. Цены на лицензию, к слову, начинались от ста тысяч рублей. Источник: https://www.spb.kp.ru/

 

 

Неизвестные герои законодательного фронта проделали тогда без преувеличения героическую работу. Страшно подумать, на что пришлось пойти, чтобы разобраться, что свежий куриный помет это отходы III класса опасности, а перегнивший свиной — IV-го.

 

 

Возмущения в народе было столько, что Минприроды пришлось издать специальные разъяснения. Мол, если куча из-под своей коровы, и удобрять ей вы будете свое поле — а в подавляющем большинстве случаев так и происходит — все нормально, лицензию получать не надо.

 

 

— Разъяснения-то Минприроды выпустил, а закон «Об отходах производства и потребления» никто не поменял. Там до сих пор написано, что навоз — это отходы. Так что у проверяющих появилась отличная возможность штрафовать фермеров, — объяснил «КП» исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. — Дело не столько даже в законе, сколько в том, как его применяют. В одних регионах ведомствам достаточно разъяснений Минприроды, в других контрольно-надзорные органы требуют исполнять то, что написано в ФЗ, и штрафуют и фабрики с заводами, и небольших фермеров.

Исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. Фото DPA/TASS

Исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. Фото DPA/TASS

 

 

Вот и просят молочники обновить закон об отходах, убрав оттуда навоз. А пока приходится платить штрафы — до десятков миллионов рублей.

Ad 3
Advertisements

— Я с претензиями по этому поводу никогда не сталкивался. Но сосед рассказывал о своих мытарствах. У него было сто коров, а земли не было. Вот ему чуть ли не каждый день штрафы выписывали — по 40 тысяч, — рассказал «КП» фермер Михаил Шляпников. — В конце концов всех коров забили. Обычно вопросы как раз к тем, кто держит животных в стойлах. Они закупают сено и комбикорм, своя земля для кормовой базы им не нужна. Вот и встает вопрос, куда навоз девать.

 

 

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

 

Фермер Вадим Рошка:

— Мы говорим об органической продукции, Президент поручает создать наш бренд «эко» продуктов… А чем все это оборачивается на деле? Если хочешь залить поле какой-нибудь химией, милости просим. Покупаешь удобрение и вперед. А если собрался внести в землю навоз, получили сначала лицензию. И как же наши прадеды без лицензии-то и склада специального справлялись?

Вы вдумайтесь в логику чиновников — навоз, оказывается, загрязняет землю. Давайте тогда еще лосям запретим гадить в лесу, пусть складируют свое добро.

 

 

К счастью, я с претензиями по этому поводу не сталкивался. То ли у нас предприятие мелкое, и мы никому не нужны, то ли люди работают адекватные. На местах часто работают вменяемые чиновники, которые понимают, что на половину того бреда, что им сверху спускают, нужно просто глаза закрывать. А бывают и буквалисты. Ну неправильно это, что жизнь хозяйства зависит от того, есть ли у чиновника в его районе мозг или нет.

Влад СМЕРТИН.

Loading