Кролики на личном подворье — норма. Представить же их на большой промышленной ферме уже сложнее. Тем не менее в Волховском районе Ленобласти недалеко от деревни Усадище открылась первая на Северо-Западе промышленная ферма по выращиванию кроликов. Источник: https://spbvedomosti.ru

 

Звезды сошлись, бюджет раскошелился

 

 

 

Скажи слово «кролики», и услужливая память тут же подскажет продолжение: «…это не только ценный мех, но и три-четыре килограмма диетического легкоусвояемого мяса». Произнеси это слово при тех, кто знает о кроликах побольше или, паче чаяния, сам занимается их разведением, продолжение окажется другим: «…это огромный риск».

 

 

 

Насколько огромным он может быть, показали события не такие уж давние — осени 2015 года. Тогда в кролиководческих хозяйствах двух районов Ленобласти мор выкосил почти все поголовье. Погибли более пяти тысяч зверьков. Сначала думали — вирус какой-то, эпидемия. Но версию эту быстро опровергли — слишком уж велико было расстояние, на котором находились те фермы.

 

 

 

В процессе расследования выяснилось, что оба хозяйства закупали корма на одном и том же комбикормовом предприятии. Положили образцы под микроскоп, и там нашли токсины.

 

 

 

В то время в Ленинградской области в хозяйствах всех форм собственности насчитывалось 54 тысячи голов кроликов. Из них 42 тысячи содержались в личных подсобных хозяйствах и 12 тысяч — в крестьянских фермерских хозяйствах. Массовая гибель зверьков как раз и произошла в достаточно крупных фермерских хозяйствах, ориентированных на промышленную технологию производства, отмеченных усиленным ветеринарным контролем.

 

 

 

Но даже в этой сложной ситуации специалисты нашли «луч света»: «Хорошо, что не эпидемия!..». Оставшихся в живых зверьков удалось спасти, маленьких крольчат выкармливали из молочных рожков для котят. Случись эпидемия, все поголовье пришлось бы уничтожить, а зверушек, содержащихся на окрестных подворьях частников, посадить на строжайший карантин.

 

 

 

Одним из пострадавших было хозяйство фермера Игоря Столбова. Недавний выпускник Аграрного университета, он вернулся в родные волховские пенаты с вполне конкретным намерением — заняться кролиководством. Ушастые всегда водились на родительском подворье, но то был любительский интерес отца. Столбов-младший затеял профессиональное кролиководство.

 

 

 

Тут, как говорится, и «звезды сошлись». Сначала на высоком уровне. Кролиководство как отрасль было внесено в Государственную программу развития сельского хозяйства России. Были рассчитаны субсидии из федерального и региональных бюджетов на содержание маточного поголовья кроликов, предусмотрена государственная поддержка малых форм хозяйствования.

 

 

 

Позаботиться об отрасли государство решило неспроста. Оглянулись на «весь мир» — на Европу и заокеанские развитые страны, где после скандальных случаев с зараженной говядиной, с птичьим гриппом, африканской чумой свиней популярность крольчатины возросла многократно. В то время как за Россией оставалось одно из последних мест в мире по ее производству (10 — 15 тыс. тонн в год).

 

 

 

Для сравнения: в Китае — мировом лидере по производству крольчатины — этот показатель достигает 600 тыс. тонн, в Италии — 330 тыс., во Франции и Испании — 180 — 200 тыс. тонн.

 

 

 

«Гнездо» французской крольчихи

 

 

 

«Звезды сошлись» и на региональном уровне. Из областного бюджета начинающий фермер-кроликовод Игорь Столбов получил грант в размере 1,5 млн рублей. Начинал с двух десятков. Нарастил поголовье до 1,5 тысячи. Хозяйство развивалось вполне успешно. До того момента, как из-за некачественного корма случился мор…

 

 

 

Может быть, и нужны вот такие повороты, чтобы найти новый путь, вывернуть на более удачную дорогу?.. В позапрошлом году фермер Столбов принял участие в конкурсе на получение гранта на строительство новой фермы. И выиграл этот грант — 7 млн рублей.

 

 

Новая ферма «Волховский кролик» потребовала новых партнеров. Им стал подмосковный селекционно-генетический центр по кролиководству «АгроСпецСервис» — официальный представитель французской компании Hykole в России. Генетики именно этой компании вывели уникальную одноименную породу кролика Hykole — хиколь.

 

 

 

Этот ушастый — гибрид калифорнийской и новозеландской пород, мясной бройлер, специально выведенный для интенсивного промышленного кролиководства. Самочки хиколь быстро достигают репродуктивного возраста и отличаются высокой плодовитостью. За один окрол они могут принести 10 — 12 детенышей, часто — до 15 — 16. И таких окролов может быть до десятка в год. Причем обходятся крольчихи в столь интимных делах без кролей. Генетики адаптировали их к искусственному осеменению.

 

 

 

На травке промышленные кролики не пасутся и в питании свежей травой, равно как морковкой и прочими овощами, не нуждаются. На комбикормах — при правильном и сбалансированном рационе питания — они прибавляют по 45 — 60 граммов ежедневно. За 3 — 4 месяца достигают товарного веса 3,5 кг. Это рекордный показатель среди мясных пород кроликов. К тому же мясо таких животных остается «маложирным».

Ad 3
Advertisements

 

 

 

Стоит ли удивляться тому, что треть рынка крольчатины во Франции покрывает мясо хиколь? На эту же породу «подсели» кролиководы Италии, Голландии, Венгрии, Испании. Ее же завезли в новые кролиководческие фермы Тверской, Ростовской, Пермской областей, в Кабардино-Балкарию. И вот теперь крольчихи хиколь заселили и первую промышленную ферму в Волховском районе Ленобласти.

 

 

 

Все процессы на этой ферме автоматизированы — кормление, поение, навозоудаление, климат-контроль. Контакт животных с человеком сведен до минимума. Все, что происходит на ферме, оператор наблюдает на мониторе компьютера.

 

 

 

Кролики содержатся в специальных клетках-трансформерах. В зависимости от производственного цикла их можно оснастить родильными боксами.

 

 

 

Весь комплекс рассчитан на пятитысячное поголовье единовременного содержания и на производство 45 тонн диетического мяса в год. Предусмотрен полный замкнутый цикл, заключительным этапом которого станет разделка туш и подготовка крольчатины к реализации. Общая стоимость проекта — 12 миллионов рублей.

 

 

 

В обозримых и вполне осуществимых планах — строительство еще одного комплекса по выращиванию кроликов, объединение фермеров-кролиководов в кооператив. Есть намерение уже в будущем году открыть здесь учебный комбинат для начинающих фермеров и для тех, кто хочет повысить квалификацию. Ну и амбициозная задумка — создание своего генетического центра для выведения волховского племенного ядра.

 

 

 

Кострома, Смоленск… И далее везде

 

 

 

Ровно год назад в России появилась Национальная ассоциация промышленного кролиководства (в дополнение к уже существующему Национальному союзу кролиководов России). Один из ведущих ее соучредителей — компания «Русский кролик», обосновавшаяся в Костромской области. Вот ее размаху уже можно позавидовать.

 

 

 

Мощность «Русского кролика» — 3,2 тыс. тонн мяса в год. Инвестиции в проект (данные на 2018 год) — 720 млн рублей. Полный цикл производства: от выращивания мясного поголовья до упаковки готовой продукции и отправки в розничную торговлю. В составе комплекса — крупнейший в России завод по забою и переработке мяса кроликов; проектная мощность — 1,5 тыс. голов/час.

 

 

Другой крупнейший промышленный кролиководческий комплекс России — «Кролъ и К» — обосновался в Гагаринском районе Смоленской области. Здесь производят 75 тонн крольчатины в месяц! Смоленский кролик нашел свою немаленькую нишу на столичном рынке. Помимо производства на предприятии создан собственный генофонд и что-то вроде «академии» для кролиководов. Там проходят тренинги, курсы и семинары по обучению технологии промышленного кролиководства.

 

 

 

Сейчас вводятся в эксплуатацию новые предприятия в Ярославской и Калужской областях — каждое мощностью до 1,6 тыс. тонн крольчатины в год, в Тульской области — 700 тонн мяса кролика в год. Кстати, в Калужской области кролиководческим инвестором стал режиссер и актер Никита Высоцкий — сын Владимира Высоцкого. В производство мяса кроликов он вложил 40 млн рублей.

 

 

 

«Производителей подталкивает к инвестициям буквально пустующий рынок, — отмечают эксперты аналитической компании BusinesStat. — Если раньше крольчатина продавалась только на рынках, то в последние годы кроликов начал массово предлагать ретейл. Это увеличило доступность крольчатины для покупателей и спровоцировало рост спроса.

 

 

 

Итак, желание инвестировать в кролиководство есть. Но многих потенциальных инвесторов пугает слишком большой объем необходимых вложений. Промышленное кролиководство предполагает серьезные затраты на клеточное оборудование, строительство закрытых корпусов с поддерживающим климатом. В совокупности расходы на один корпус, рассчитанный на тысячу маток, могут доходить до 50 млн рублей.

 

 

 

Именно по этой причине долгостроем стало с помпой заявленное еще три года назад возведение кролиководческой мегафермы в Лужском районе Ленинградской области.

 

 

 

…Цены на мясо кролика зачастую завышены из-за его дефицита. С увеличением предложения цена должна стабилизироваться. Однако крольчатина еще долго будет нишевым продуктом, поэтому ее стоимость не упадет до уровня свинины или курятины.

 

Татьяна Марьина.

Loading