Андрей Чувызгалов раньше жил в Перми. Работал водителем в фирме, которая продаёт саженцы. И, конечно, видел, что посадочный материал привозят из разных регионов страны, в том числе южных. В уральских условиях такие растения не выживают.

 

 

 

«Я решил создать свой питомник и искоренить тенденцию завоза дешёвого некачественного материала, — говорит Андрей Чувызгалов. — В 2013 году продал квартиру в Перми, купил две «газели», саженцев для маточника и переехал к родителям в село Троельгу Кунгурского района. Заложил вместе с ними сад на 30 сотках».

В 2016 году он оформил три гектара земли и расширил питомник. Выиграл гранд на полтора миллиона рублей, чтобы выращивать первоклассный посадочный материал земляники по голландскому методу Фриго. Сегодня  фермер поставляет саженцы земляники в течение круглого года.

В селе — мировые технологии

 

 

Ирина Купреева, «АиФ-Прикамье»: Почему выбрали именно голландский метод выращивания земляники?

Андрей Чувызгалов: Земляника садовая крупноплодная (её ошибочно называют викторией) нравилась мне с детства. Мой папа агроном, поэтому у нас всегда было много сортов. Это позволяло растянуть период её дегустации на месяц. Но хотелось большего.

 

 

Суть голландского метода в том, что усы от маточного растения выкапывают в ноябре, отряхивают от земли, связывают в пучки по 50-100 штук, обрабатывают против вредителей и болезней, помещают в холодильник при температуре от 0 до — 0,5°С. В таком состоянии усы могут храниться от пяти недель до девяти месяцев, не теряя своих качеств. В зависимости от того, когда необходимо получить посадочный материал земляники, усы высаживают на укоренение.

– Сколько сортов земляники вы выращиваете и как часто обновляете?

 

 

– Необязательно выращивать сто сортов. Главное — чтобы они были востребованы покупателями. Например, садоводы до сих пор любят сорт «Фестивальная». И это несмотря на то, что ему 60 лет! Всё ещё интересны раскрученные 15–17 лет назад сорта «Королева Елизавета» и «Гигантелла». Но они не оправдали доверия на Урале. Для них нужно интенсивное земледелие. А кроме того, на рынке саженцев много подделок.

 

 

 

У меня ежегодно в продаже около 20 сортов и ещё 10 на размножении. Перспективные новинки – «Великобритания», «Слонёнок», «Купчиха», «Дарселект», «Туруса Чамори». Последний необычен тёмным цветом ягод – они бурые, а также огромным размером – с детскую ладошку.

 

Беспокойный грант

 

 

– Вы выиграли грант. С какими трудностями столкнулись?

Ad 3
Advertisements

 

 

– Когда я готовил бизнес-проект, то рассчитывал, что весь маточный материал буду использовать со своего приусадебного участка. И поэтому в проект завёл только ограждение участка под Фриго, теплицу и мини-трактор. Через месяц после того, как получил грант, понял, что двухмесячная засуха, которая была тем летом, не даст усам земляники развиться в полной мере. И собственных усов не хватит, чтобы засадить ими 0,8 га по проекту.

 

 

Пришлось корректировать план: заменил приобретение мини-трактора покупкой недостающего посадочного материала. Чтобы это утвердить, потребовалось время. Ещё один момент. Чтобы огородить участок, потребовалось найти организацию, у которой на это есть лицензия. В Кунгурском районе оказалась такая одна. Цены — как у монополиста. Если бы я работы заказывал у нелицензированной компании, то денег ушло бы в три раза меньше. И конечно, основной фактор, который, думаю, отпугивает молодых фермеров, чтобы заявляться на грант, – это выматывающая отчётность.

– Как запускается голландский метод на кунгурской земле?

 

 

– В течение первого месяца я освоил только треть гранта. Обработал целину и огородил территорию металлическим забором, залил фундамент под теплицу площадью 200 кв. м. Но запустить её до сих пор не могу. Дело в том, что исполнитель не доделал работу (установлен только каркас) и сбежал с деньгами. Пришлось обратиться в суд.  У меня, конечно, есть и другие теплицы. Процесс не остановлен. Но новая позволила бы значительно увеличить объёмы производства. В год питомник продаёт около 100 тысяч кустов земляники.

– Грант – полтора миллиона рублей, а сколько своих денег вложили?

 

 

– Если бы я работал с нуля, то, скорее всего, у меня не было бы возможности так много вкладывать в питомник. Я подвёл к нему электричество, купил холодильник на 11 кубометров для хранения посадочного материала, пробурил скважину и оборудовал площадку. В первый год, как получил грант, вложил почти 400 тысяч рублей. За все пять лет, что существует питомник, — около 2 млн руб.

 

Южникам – бой

 

 

– Вот уже более пяти лет вы боретесь с нелегальными продавцами южных саженцев. Как успехи?

 

 

– Главным моим оружием остаётся рассказывать людям, чем опасна покупка «яблонь-удочек» (название дано по внушительному размеру двухметрового саженца). Выращенные в южных регионах России саженцы неспособны выжить в наших условиях. Кроме того, они становятся переносчиками опасных болезней и вредителей. Дело в том, что их не берут обычные пестициды из магазина, ведь они давно уже «сидят» на сильных производственных ядах. Власти и спецорганы бессильны в борьбе с завозом на нашу территорию южных саженцев. Копеечные штрафы не останавливают обманщиков. Лишь некоторые районные администрации борются с псевдо-продавцами – просят их покинуть сельхозярмарки.

 

 

В соцсетях вместе с единомышленниками мы просвещаем людей, объясняем, в чём разница между южными и районированными саженцами. Кстати, садоводы-любители реже стали покупать «удочки», несмотря на то, что южан на садоводческих ярмарках меньше не становится.

 

 

ДОСЬЕ

Андрей Чувызгалов родился 16 мая в 1971 года в с.Троельга Кунгурского района. В 2013 году создал семейный питомник «Сады РИО». Женат, есть взрослый сын.

http://www.perm.aif.ru

Loading