Галина Максимова из Калининградской области — фермер начинающий. Но вместо того, чтобы взяться за привычные нам картошку и огурцы, решила выращивать годжи, момордику, ашваганду и другие экзотические продукты. Бизнес рискованный: в России это направление не развито, покупатели к нему не приучены.

Весь мир — в теплице

В теплице у Галины Максимовой — огурцы с ноткой лимона, сладкие «фруктовые» помидоры. Их тут более ста сортов — разных цветов и форм, гладких, пушистых. Из  экзотики: кивано — фрукт, напоминающий по вкусу огурец, банан и тыкву одновременно, разнообразные ягоды, которые до последнего времени можно было заказать только через интернет.

Есть мнение, что все эти чудодейственные растения с модными названиями — сплошное надувательство. Много мифов про те же ягоды годжи.

«На женских интернет-форумах их представляют как чудо-средство для похудения. Мол, ешьте две ложки в день и распрощаетесь с лишними килограммами. Это правда лишь отчасти, похудение происходит за счёт восстановления обмена веществ. Ягоды годжи действительно очень полезные. В них содержится германий, поэтому некоторые их рекомендуют  для профилактики рака. На самом деле эти ягоды — не такая уж и экзотика. Их русское название — дереза обыкновенная. Я знаю места даже в Калининграде, где растут огромные кусты этих ягод»,  — говорит фермер.

Выращиванием экзотических овощей и фруктов Галина занялась осознанно.   

«Практически в каждой семье есть больные. Люди начали задумываться, что едят, искать полезные продукты. Я планирую выращивать овощи и ягоды с повышенным содержанием антиоксидантов, кремния и германия в промышленных масштабах, — говорит она. —  А со временем мечтаю с помощью наших учёных получить из этих растений доступные препараты для профилактики онкозаболеваний. По поводу совместных исследований думаю обратиться в БФУ им. И. Канта».

Проект «на вырост»

По первой профессии Галина — художник, работала в театре. Радикально сменить образ жизни решила в 2003 году, когда переехала вслед за родителями в самый западный регион с Камчатки.  Ей тогда было 38,  сыну – всего два месяца. Говорит, что всегда увлекалась растениями, поэтому поступила в  аграрный университет.

«Мне ещё на Камчатке много лет снилось, как я захожу в огромную теплицу… Потом как-то об этом забыла. А два года назад нашла инвестора и построила её. Весной, когда всё цветёт, она точь-в-точь, как из моего сна. Главный мой вдохновитель и помощник — сын. Он хочет заниматься биологией и генетикой. Идея работы над продлением жизни – его»,  — говорит Галина.

На поиски участка под тепличное хозяйство ушло несколько лет. Обращалась в администрации нескольких районов — предлагали землю в таких местах, что на тракторе не подъедешь. Или цены называли нереальные. Но взаимопонимание с чиновниками все же нашла. Потом столкнулась с другой проблемой: деньги вложили — нужно отбивать затраты. А у покупателей денег нет, фермерам сложно продать товар…

«Многие только вышли на серьёзные объёмы, а тут кризис. Покупательная способность в этом году сильно упала. И торговля реагирует соответсвенно: если раньше закупали килограмм помидоров по 80 рублей, то сейчас — по 50… Мы свои маленькие партии овощей вообще никуда не можем сдать. Продаём прямо из теплицы. Особенно тем, кто попробовал. Они уже идут за определённым сортом. Из кафе, ресторанов приезжают. Говорят, не представляли, что помидоры могут быть такими вкусными. Большинство фермеров занимается гибридами  — они более урожайные, меньше болеют. А мои сортовые помидоры по себестоимости дороже. Некоторые не понимают: требуют продать их по 30 рублей. Но помидорка помидорке – рознь», — объясняет фермер.

Ad 3
Advertisements
Галина говорит, что ее проект – «на вырост», на будущее. Рано или поздно экономика выровняется. Главное — дожить до этих светлых дней.

«В Калининградской области собираются строить огромный тепличный комплекс с гидропоникой. Думаю, они мелких фермеров задавят. Поэтому для небольших хозяйств  выход — выращивать более вкусное, эксклюзивное. В следующем году у нас будет виноград, киви, инжир… Хочу кивано, санберри, физалисы ввести в культуру.  Последние гораздо вкуснее в засолке. А почему нет? Картошку тоже когда-то не признавали. Пётр I привёз, пробовали и выбрасывали со словами «какая гадость». А сейчас самый распространённый продукт», — делится планами Галина.

А пока она планирует зарабатывать на продаже саженцев, традиционной ягоде: будет продавать в следующем году клубнику, выращенную из замороженных саженцев (однолетние саженцы, находящиеся уже в состоянии покоя, выкапывают, тщательно очищают от земли и обрезают листья, сортируют, упаковывают и хранят в промышленных холодильниках при температуре –1,5 градуса по Цельсию до реализации или до посадки в грунт). Эта технология распространена в Евросоюзе.

Планирует Галина заняться и семенами.  

«На себе испытала, как сложно достать качественные. Семена того же кивано сколько раз выписывала: приходили либо плохие, либо вообще семена огурцов. Но требуется сертификация. Может, в минсельхозе подскажут, как это сделать легче», — говорит Максимова.

Над вопросом: «Какой ещё помощи хотелось бы от чиновников?», Галина задумывается.  

«Сейчас фермеры сначала сажают, потом получают субсидии. Например, ягодники могут рассчитывать на 300 тысяч за гектар. Но одни только саженцы обходятся в 600 тысяч рублей, а ещё нужно землю обработать. Если бы давали те же 300 тысяч фермеру перед высадкой, а не постфактум, было бы легче. Если бы обязать чиновников, отвечающих за сельское хозяйство, инвестировать в фермерские проекты свои личные деньги, они бы глубже вникали в суть проблем и были бы кровно заинтересованы в успехах местных аграриев. Шучу, конечно. Но в каждой шутке есть доля правды», — улыбается фермер. 

http://www.klg.aif.ru

Loading