Пока  горожане задаются вопросом, сумеем ли мы себя прокормить, люди предприимчивые просчитывают варианты организации бизнеса, связанного с производством и переработкой продуктов питания. Интерес (пусть часто теоретический) к этой сфере приложения усилий очевидно возрос. Корреспонденты журнала «Наши деньги» отправились к владельцу небольшого фермерского хозяйства и постарались найти ответы на вопросы: легко ли начать свое дело «на земле»? Какими навыками нужно обладать? И может ли фермерство приносить хороший доход?

Елена Ермолаева – владелица и идейный вдохновитель фермерского хозяйства «Виктория» в поселке Цвелодубово Ленинградской области. Люди со всей округи приезжают к ней за натуральным молоком, сметаной, творогом, маслом, куриным мясом, яблочным соком. В «торговые дни» скопление машин покупателей наблюдается уже на подъезде к ферме, у импровизированного магазина – всегда очередь, стоять в которой обычно приходится довольно долго: таков спрос. Свой путь фермера Елена – когда-то благополучный городской житель – начинала в конце 1990-х, а в Цвелодубово перебралась  в октябре 2004 года.

Когда хочется иметь корову

Елена, выпускница Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии (по специальности микробиолог), признается, что всегда хотела работать с животными. «У нас с мужем была земля в поселке Озерки (это Выборгский район, почти у Приморска), а жили мы в городе. Супруг любил молоко, и мы покупали его у соседа-фермера первой волны. Но в какой-то момент я поняла, что хочу иметь свое хозяйство», – вспоминает Елена Ермолаева.

Сказано – сделано. Супруги построили на своей земле ферму и купили корову. Сразу же начались первые трудности. «Например, возникла необходимость узнать, как корова приходит в охоту (готова к осеменению. – Ред.), – рассказывает теперь уже бывалый фермер Елена. – Вот черт его знает! Читаю в книжке: одна корова прыгает на другую. Мужу говорю – нужна вторая корова, чтобы определить, когда наша в охоте. Купили вторую».
Как и большинство дачников, Елена наведывалась в свое хозяйство по выходным, в остальные дни за ним следили специально нанятые люди. Потом решила оставаться в понедельник (зачем стоять в воскресных пробках?), через некоторое время загородной жизни была посвящена пятница, затем четверг. В конце концов домохозяйка Елена Ермолаева приняла решение перебраться «в деревню» на постоянной основе.
Дело было сразу после кризиса 1998 года. Пережить непростые времена и даже не заметить особых проблем помог обеспеченный муж, у которого был свой бизнес, практически не затронутый общим обвалом. В общем, мечта о собственном молоке и работе с животными превратилась в реальность. Появившиеся вскоре излишки продукта реализовывали среди окрестных дачников, у Елены даже появилась постоянная клиентура.

Голое место

В конце концов Елена Ермолаева решила запустить свое дело — создать ферму. После долгих поисков выбор пал на хозяйство «Виктория» в Цвелодубово. За 35 тыс. долларов Елена купила совершенно голое место, на котором все пришлось строить с нуля.

«Я не строитель, но пришлось им стать. Рисовала проекты, разбиралась во всем. Потом дополнительно ходила на курсы по осеменению коров, читала книги, звонила знакомым и в профильные институты. Втайне от мужа окончила курсы трактористов и получила права. Я так горела! Хотелось все узнать, ловила любую ценную информацию: проходила практику в совхозах – училась доить коров, с институтом генетики сельскохозяйственных животных в Пушкине ездила в Финляндию по фермам – изучала применяемые технологии. Когда выбирала оборудование, ездила в Германию, смотрела, как работают предлагаемые машины в «боевых» условиях», – рассказывает Елена Ермолаева.

Бандиты предложили «крышу»

«Я переехала на новое место, потеряв весь рынок сбыта в Озерках. Пришлось перерабатывать продукцию здесь, а ездить на продажу к старым клиентам. Делали стокилометровый круг, чтобы заработать 3 тыс. рублей. А мне нужно платить зарплату водителю, продавцу, еще за бензин. Просто ужас, – продолжает рассказ Елена. – Первые два года были очень трудными».

Кроме того, у мужа возникли трудности в бизнесе, дотации закончились, поэтому пришлось перейти на самообеспечение. Если приходилось совсем туго и платить работникам не получалось, Елена шла доить коров сама.
«В это же время меня параллельно мучили выборгские экологи: кто-то пожаловался на коровью лепешку, которая якобы плавала в Голубом озере, – рассказывает фермер. – Потом появился запрет на строительство из-за отсутствия расчетов «лимитов образования отходов», потом из-за расчета нанесения вреда окружающей среде «шерстной пылью коров». И пошли штрафы. Мучили меня год, потом все прекратилось».
Ко всему прочему Елену с неожиданным визитом посетили местные «братки». Молодые люди подъехали на подержанной BMW и уверенно заявили: «Мы ваша крыша, будем вас защищать!» «Я попросила мужа решить проблему, – рассказывает хозяйка фермы. – У меня трудности, а тут еще начинают щипать со всех сторон. Мне и отдать-то нечего, только если лишний навоз».

Первые очереди за молоком

Ad 3
Advertisements

Работа фермы наладилась примерно через пять лет после старта – где-то в 2009–2010 годах. Елена говорит, что только тогда смогла вздохнуть полной грудью, так как денег стало хватать даже на выплату зарплаты в зимние месяцы. Появились местные покупатели, поэтому можно было отказаться от поездок в Озерки. Чем дальше, тем лучше работало сарафанное радио.

Сейчас магазин работает только три дня в неделю по три часа. Хозяйке приходится самой стоять на кассе, чтобы видеть своих покупателей и слышать их отзывы о продукции – что нравится, а над чем еще необходимо работать и работать.

Пик покупательской активности совпадает с дачным сезоном – с конца весны по середину осени. Однако и зимой покупатели не обходят стороной фермерский магазин. «Многие теперь ездят на дачу круглогодично, катаются на лыжах. Вообще выручка скорее зависит не от времени года, а от погоды на выходные. Чем лучше погода, тем больше удается продать в субботу и воскресенье», – объясняет Елена.

«Скандинавия» забирает землю

Последние четыре года Елена пытается выкупить землю, на которой работает (сейчас она в аренде на 49 лет), но местные власти постоянно находят повод отказать. Например, требуют сменить регистрацию с городской на областную и встать на учет в Выборгской налоговой инспекции.

«И это при том, что никаких льгот-то нет! Один миллион руб­лей за гектар, пожалуйста. А у меня 13 га, три из них, кстати, у меня забирают в процессе обновления трассы «Скандинавия». Ее расширяют, поэтому придется отдать в пользу государства. И неизвестно, будет ли какая-то компенсация», – рассказывает хозяйка фермы. «По «советским» нормам для прокорма коровы нужен гектар, – продолжает хозяйка фермы. – У меня 24 головы дойного стада плюс непроданный молодняк прошлого года плюс малыши. Всего 60–70 голов. В общем, для самостоятельной жизни нужно 70 га. Ох, я бы развернулась!»

Годовая прибыль

Сколько приносит подобное фермерское хозяйство? Хозяйка считает вслух, уточняя: «У меня особых секретов нет». В среднем ее 24 коровы дают 480 литров молока в день. Часть выпивают телята, поэтому остается примерно 420 литров. Если продавать молоко по 50 рублей, получается в среднем 21 тысяча в день. А если молоко не продалось, то приходится варить творог на корм цыплятам, теряя на этом около 10 тыс. рублей. Продукты из молока – масло, сметана, творог, сыр – обеспечивают более значительную добавленную стоимость и, соответственно, повышают выручку.

Если говорить о затратах, то существенные статьи следующие: более 100 тыс. руб­лей в месяц уходит на оплату труда работников, 80 тысяч – на закупку комбикорма, электроэнергия «съедает» примерно 70 тыс. руб­лей. Еще Елена закупает сено – около 150 тонн в год. При этом само сено обходится более чем в 550 тыс. руб­лей, еще около 140 тысяч стоит его перевозка из Приозерского района.
Хозяйка фермы довольно долго перечисляет также другие, менее существенные статьи расходов. В результате подсчетов получается, что прибыль хозяйства составляет около 3 млн руб­лей в год. Но эти деньги Елена снова вкладывает в развитие фермы и ремонт того, что уже есть.
«Мне доставляет удовольствие покупать новое оборудование и пробовать новые технологии», – говорит она. Так, в прошлом году средства пошли на покупку мини-трактора (1,2 млн руб­лей), сыроварню (717 тыс. рублей), холодильную камеру и всякие бытовые мелочи.

https://www.rbc.ru

Loading