— Ну, что ты, успокойся, все уже прошло, — Мария Кузьменкова гладит челку коровы и показывает на ее опаленные бока. — Стресс у них до сих пор. Слава Богу, стадо удалось спасти…

 

Пожар в их агропарке «Агилада» начался около семи утра.

 

 

 

«Дым и пламя было повсюду. Это очень страшно! — спустя время написала в соцсетях дочь Марии, Анастасия. — Когда бедные животные кричат, мычат и пытаются вырваться и спастись! Едкий дым разъедает нос и глаза, а пламя жжет руки и все вокруг. И в это адское пламя прыгал один из наших ребят и, не жалея себя и рук, отвязывал железные цепи на шеях животных и выводил их из огня…»

 

 

 

— Раньше и представит себе не могли, что обычные 27-летние ребята могут такой героизм проявить, — вместе с Марией Кузьменковой и ее супругом Ильей идем по тому самому сгоревшему коровнику. Головешки, обуглившаяся кормушка и крыша, которая вот-вот рухнет. Виной всему, скорее всего, стал бракованный электротэн.

 

 

 

— Только одной коровке из 67 не повезло, — вздыхают фермеры. — В дыму та забилась в угол и ногой застряла в прогоревшем полу. Здесь же все сено было, доильное оборудование, насос… Все планы на лето полетели. Но с Божией помощью справимся.

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

 

 

 

Собственно, с этой самой помощи и начиналось их хозяйство. Профессиональный журналист Мария преподает в МГУ, Илья — главный редактор православной радиостанции «Вера». Типичные успешные горожане, которые, как и многие москвичи, думали однажды вырваться из душного города и поселиться на природе. Однако четкого плана до поры не было — столичная суета привычно отодвигает мысли об этом «на потом». Но однажды погостить к ним приехал знаменитый старец и их духовник Илий.

 

 

 

— Увидел у нас ручного кролика и тут же сказал, что нам нужно создавать стадо и искать землю в тверском направлении, — вспоминает Мария. — Отец Илий нам потом еще много раз подсказывал и помогал. Даже в то утро. Когда узнала о пожаре, позвонила дочери, а потом ему. И отец Илий пошел молиться за нас. И многие потом, когда все сопоставили, с удивлением говорили: через несколько минут после звонка старцу ветер вдруг изменил направление и пошел в обратную от основной фермы сторону, то есть, стал выдувать огонь, иначе бы вся ферма сгорела. Просто чудо, ничем другим не объяснишь…

 

 

 

Пока Илья раздумывал над словами старца, Мария перешла к решительным действиям и, никому не сказав, купила несколько курочек и коровку, которых привезла в загородную дачу. За неимением стойла корову пришлось поселить в гараже.

 

 

— Надо было видеть глаза мужа, когда он приехал поздно ночью, нажал на кнопку автоматического открывания ворот, а оттуда: «Мууу!», — смеется Мария.

 

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПОД НОГАМИ

 

И дело пошло. Как-то быстро нашлись подходящие 80 гектаров в Волоколамском районе, ударными темпами была возведена ферма и закуплены коровы чисто русской, костромской породы («они лейкозом не болеют!»).

 

 

 

Первые опыты с молоком, творогом, сырами и копченостями… И вскоре от гурманов натурпродукта не было отбоя, они из уст в уста передавали славу о высоком качестве «Агилады». А проведенные фермерами «Творожные дни» собирали тысячи покупателей.

 

 

 

Агропарк развивался, был включен в областной проект «Территория роста» и наполнялся новыми смыслами: помимо классического сельхознаправления, планировалось развивать агротуризм, втягивая в это дело горожан, убеждая их не боятся и взять ответственность за животных. Этим летом планировали ставить домики для гостей…

 

 

 

— Ведь как живет городской житель, — размышляет Илья Кузьменков. — Сначала квартира, потом желание расшириться. Может быть, бизнес, карьера, ипотека для детей, загородная дача — все время хочется большего. И мы так жили. А та самая первая наша корова все изменила, произошло удивительно смещение точки горизонта. Из этого бесконечного «доращивать и увеличивать» взгляд развернулся в другую сторону, появилась новая целостность. Поэтому и назвали ферму «Агилада» — корова с греческого.

Ad 3
Advertisements

 

 

И он увлеченно рассказывает, как меняются и другие горожане, гостившие у них на ферме. Этот сиял от гордости от ведра картохи, которое собрал впервые в жизни, этих корова лизнула шершавым языком, отчего они с восторгом потом долго рассказывали по телефону. Дети знакомых, взяв козлика, так и не захотели с ним расставаться, все свободное время уделяя ему, а не игрушкам в мобильнике.

 

 

 

Каждый из них заново открывал мир, и это открытие в отдельных случаях местами становилось персональной национальной идеей, которую человек привык искать в каких-то высоких материях, а она вон — в той же картохе и коровке.

 

 

 

БРОКЕР В КОРОВНИКЕ

 

 

 

Двое рабочих в «Агиладе» — из таких горожан. Коля — на психолога учится, а Женя вообще — бывший финансовый брокер. Когда-то сидел в уютном кресле с чашечкой ароматного кофе и спекулировал акциями. А сейчас в болотных сапогах посреди совсем других запахов убирает навоз за скотинкой и возвращаться к нервно скачущим цифрам котировок не собирается.

 

 

 

— Да как-то дошло, что пустое это все, настоящая жизнь-то — вот она! — объясняет он эту удивительную метаморфозу в его жизни и обводит руками пространство. Единственная на ферме гусыня бежит в сторону пруда посмотреть, не прилетела ли ее подруга серая цапля, а в загоне смешно тянут шеи телята, рожденные уже после пожара.

 

 

 

Впрочем, свое финансовое мышление он успел применить и на новом поприще, став однажды сенсацией Даниловского рынка Москвы — взял, да и выставил ценник на сыр: 50 тысяч за кг! Секрет фокуса Женька объяснял всем сбежавшимся на чудо-продукт коллегам и покупателям: это на самом деле что-то вроде абонемента — платите 50 тысяч и месяц отовариваетесь у «Агилады». По вполне вменяемым ценам. Ход сработал — продажи скакнули вверх.

 

 

 

— Больше цивилизации и прогресса, конечно, существует в городах, — продолжает Илья Кузьменков. — Но на фоне цифровой революции, которая уже происходит, значительная часть профессий станет не нужна. Человеку в свое время остались логические операции, и настанет то время, когда отнимут и их. В то же время человеку важно быть востребованным. И вот такой образ жизни и заработка может стать важной альтернативой для бывших горожан. Тем более, что многие из них приходят на село из бизнеса с новыми знаниями. Что однажды может создать в деревне новую цивилизацию.

— Мам, пап, сено везут! — радостно вбегает Настя.

 

 

 

 

РАЗГРУЗИЛ СЕНО — СЭКОНОМИЛ НА ФИТНЕСЕ

 

 

 

Та запись Насти в соцсетях не осталась незамеченной: фермеры, чиновники и просто неравнодушные люди предлагали помощь и деньги. Кто стройматериалами поделился, кто зерном, власти бесплатно заменили сгоревшую зернодробилку.

 

 

 

На фоне рассказов о добрых людях просто наблюдать, как трое мужиков разгружают тяжеленные рулоны с еврофуры, было бы слишком не по-русски,. А потому в ближайший час с шутками-прибаутками вместе освобождаем грузовик от сена. Попутно считаем, сколько мы сэкономили на городских фитнесс-центрах, а Илья Кузьменков обращает внимание, что в последнее время в деревенской жизни что-то неуловимо изменилось. Что люди уже не смотрят на фермеров искоса, а все больше радуются возвращению коров в деревни, без которых они неминуемо превращались в скучные дачные поселки. И стараются хоть словом поддержать семью фермеров.

 

Мы выкатываем последний тюк сена и садимся отдыхать.

— Даже чиновники становятся другими, — признается Илья. — Важно понимание, что мы сегодня не боремся, как прежде, с действительностью, а просто работаем в удовольствие.

Автор: Алексей ОВЧИННИКОВ.

Loading