Крестьянин из села Октемцы Хангаласского улуса Марк Лиханов 18 лет разводит скот: 7 голов лошадей и 15 коров. Во дворе у него не лает собака, не спит кот, а пасётся годовалый жеребёнок.

Марк Прокопьевич продолжает дело отца, работавшего в аппарате колхоза. Каждый день начинается в шесть утра на конебазе, расположенной в 2 км от села, это алаас прадеда Марка. Семь раз в день фермер доит лошадей и с каждой за раз получает кружку питательного молока. Вечером, придя в цех, он готовит кумыс для продажи.

— Как вы готовите кумыс?

— Оптимальная температура для этого — 30-35 градусов, так он должен простоять три дня. Затем мы продаем его, если берут оптом, возим по республике. Июнь — пик раздоя —1,5 тонны реализованного кумыса, за это кобылкам полагается вкусный овес. Когда-то сотрудничали с магазинами на Крестьянском рынке. Но узнали, что там наш напиток смешивают с водой, разорвали связи. Самим продавать лучше: нас уже знают, качественный кумыс всегда имеет спрос.

— У ваших лошадей есть клички?

— Баhарас, Бэлиэлээх, Кыыстара, Хонор, Харачаас, Пятнистый, был Ойдуоха… Каждому дается имя по его окрасу и характеру. Лошади — удивительные создания и очень умные, издалека узнают хозяина, других к себе не подпускают. Трем моим кобылам больше 10 лет, их я могу спокойно доить на поле, скажу «Брр!» — и они остановятся. Начинаем доить, когда кобыле исполняется 6 лет. Если вдруг заболеют, вызываем ветеринаров на вакцинации, ставим уколы, мелкие болезни лечим сами. Это случается редко, так как якутские лошади очень выносливые.

— Что нужно для ведения хозяйства?

— Во-первых, умелые руки и трудолюбие. Крестьянин — это уборщик, зоотехник, ветеринар, жокей, тракторист, бухгалтер, предприниматель, продавец, строитель. Мастер на все руки. Человек должен быть близок к природе, не всякий может стать агрономом. Во-вторых — пастбище. Зимуют лошади на улице, самостоятельно добывая себе еду, подкармливаем сеном, если исхудают. Весной там же рожают, зовем в конебазу только молодых лошадок и не вмешиваемся при родах: они должны сделать это сами, как задумано природой. К сожалению, этой весной было слишком холодно, мы потеряли троих жеребят, мама Буренки тоже погибла от мастита, поэтому она растет у нас во дворе, питается геркулесовой кашей.

— Расскажите про постройки балагана и юрты.

— Мне всегда хотелось иметь балаган с камельком, чтобы быть ближе к духам Айыы, традициям предков, без этого мы не народ. Мы с родственником построили, это был его первый опыт создания камелька. Бывает, я прихожу сюда после трудового дня, разжигаю огонь, отдыхаю, набираюсь энергии, с подношениями оладий с маслом обращаюсь к божествам. Здесь много памятных подарков от родственников и друзей, например, редкий большой чорон подарили мне на 55-летний юбилей. Попросили друзей построить юрту, так как в то время были заняты на Ысыахе Олонхо.

— Чем ещё занимаетесь?

Ad 3
Advertisements

— Я очень люблю гулять по лугам и лесам и фотографировать. Большинство фотографий с лошадьми раздали многим друзьям, уж больно им понравилось, что просили. Только зимой есть время распечатать, сейчас коплю фотографии. Наша конебаза — туристическое место, приезжали из Японии, Кореи, Канады, Америки, однажды приезжали на целый день с канала «Россия 2» для передачи «Моя планета». Рассказываем о нашей культуре, показываю свою коллекцию артефактов, которые я раздобыл в окрестностях, и семейных реликвий вплоть до XIX века, не раз музеи выпрашивали. Например, железную руду я нашёл, пока пахал поле на тракторе, половину забрал Хангаласский улусный краеведческий музей. Самый дорогой для меня экспонат — ружье 1865 года, принадлежавшее моему прадеду, акционеры оценили его в 350 тыс. рублей. Очень удивляются кобылам, балагану и блюдам. В прошлом году туристы пришли в день забоя и убежали.

— А вам не жалко скот?

— Жалко, это же наши дети, но жизнь такова. Нужно собрать волю в кулак и не мучить долго бедное создание. Зимой благодаришь за вкусный суп. Обработанную кожу мы обмениваем на товары «Сахабулта», выбрасывать — большой грех.

— Вы где-нибудь участвовали как крестьянин?

— Был большой конкурс в нашем селе на якутский костюм, знание частей упряжки, скачки. В 2000-м на Ысыахе Туймаады участвовали в конкурсе национальных блюд «Саламаат», заняли второе место по народной дегустации. В прошлом году из 12 —первое. Мы участвуем с самого первого фестиваля кумыса «Божественный напиток», впервые за эти четыре года выиграли призовое второе место среди девятерых участников. Спасибо Айсену Николаеву и мэрии за конкурс; этим должно было заниматься министерство сельского хозяйства и продовольственной политики, а на практике никого отношения не имеет.

— Есть ли у вас семейные традиции?

— Мы обязательно собираемся 1 мая в балагане. Когда приходят дети с внуками, едем на конебазу, пьем чай, делимся новостями, ухаживаем за лошадьми, учу внуков доить, рыбачим, купаемся. У нас трое детей, сын живет рядом, помогает, а дочери каждый раз зовут в город, но жить в четырех стенах и ничего не делать долго не смогу. Мне нужна природа, мои лошади и коровы. Я привык работать на земле, а что еще должен делать крестьянин?

Нарыйа Иванова, фото автора.

https://vk.com/osvoenie?w=wall-78559590_109057&z=photo-78559590_456258662%2Fwall-78559590_109057

Loading