Родная земля и музыка дают силы корсаевскому предпринимателю. Источник: https://riapo.ru

 

 

Пахарь с плугом и сцена

 

 

Как-то была на празднике национальной культуры в Корсаевке, тогда ещё приезжали гости из Саранска. Кстати, привозили и финнов – познакомиться с мордовской глубинкой. Конечно, пели и плясали, а ещё сравнивали, насколько языки похожи. Финнам особенно понравилось, как звонко поют в Корсаевке народные песни.

 

 

И сейчас корсаевские певуньи неплохо выступают. Очень любят в мордовских сёлах и гармошку. Фермер Михаил Емашов этот инструмент держит дома на самом видном месте и не только в память об отце, который слыл заядлым гармонистом.

 

 

– В молодые годы я часто выступал на сельской сцене с инструментальным ансамблем, который сам организовал, – рассказывает он. – На противоположной стене в клубе, помнится, была картина – пахарь с плугом. И так мне этот рисунок в душу запал! Вот и по жизни вышло: с землёю и музыкой не расстаюсь.

 

 

В девяностые годы, когда мало кто из-за отсутствия перспектив дальнейшей жизни решался оставаться в селе, он не захотел обосновываться в городе.

– Считаю, именно музыка связала меня с родным селом, – говорит Михаил.

 

 

Тогда это был инструментальный ансамбль. А сейчас – гармонь. Он наигрывает знакомый каждому сельскому жителю напев: «К тебе моё сердце по-прежнему просится, А я всё не еду – дела и дела!»

 

 

Эта песня Ольги Воронец «Святая, как хлеб, деревенька моя!» уже давно переведена даже на английский язык. И там, где у нас рефреном звучат слова: «не еду – дела и дела», по-английски уже без перевода легко читается «бизнес и бизнес». Михаил свой собственный бизнес построил всё-таки в деревне. Впрочем, он себя не именует громко фермером.

 

 

Крестьянские корни

 

 

– Я крестьянин, как мой отец и дед, – скромно говорит он. – Выращиваю хлеб по технологии, которую видел в детстве.

 

 

Любовь к земле привили ему родители и школа. С раннего детства помогал дома по хозяйству. Косил сено, заготавливал дрова, полол вместе со всеми ребятишками в поле свёклу, а дома – огород. Во время уборочной страды работал штурвальным на комбайне.

 

 

Нет, он не нащупал в Корсаевке золотую жилу. Фермерское хозяйство около 100 гектаров земли – всё его богатство. Многие помнят, что были на первых порах и среди начинающих фермеров те, кто рассчитывал получить скорую выгоду. Таких уже давно нет. Чтобы вести хозяйство и выжить, надо трудиться от темна до темна.

– А с чего всё начиналось?

– Учился в школе, пел в клубе.

 

 

Улица Катаевка, с которой он бегал в Дом культуры на репетицию, была тогда самой густонаселённой. Как-то сам собой сложился у него с друзьями ансамбль. Приобрели все инструменты. Мечтал посвятить всю жизнь музыке и даже поехал поступать в музыкальное училище, но при виде ровесников, легко владеющих нотами, заробел. И не стал испытывать судьбу, а просто забрал документы.

 

 

Позже узнал, что при поступлении от молодёжи и не требовалось больших музыкальных познаний, просто нужно было обладать хорошим слухом. Но он тогда уже учился на зоотехника. В техникуме продолжал заниматься музыкой, а ещё увлёкся боксом.

 

 

Отучился, потом была армия, после неё работал в своём хозяйстве зоотехником. Вечерами с друзьями, как прежде, собирались в клубе. Подружился там и со своей Александрой, которую ласково называет Шурочкой. Они были знакомы со школы, но именно музыка сблизила их.

 

 

Перестроечное время было для многих непростым, а деревня в те годы заметно опустела. В хозяйстве молодому специалисту дали квартиру. А потом пришло время перемен, и он стал предпринимателем.

 

 

– Начинал я свой малый бизнес с трёх огородов, на которых сажал картошку и возил её продавать в Москву и Волгоград.

– Неужели в Корсаевке можно вырастить хорошую картошку? – удивилась я, вспомнив о том, как жители его родной Катаевки жаловались на заболоченные огороды.

– Картошка у нас в селе и сейчас родится вкусная! – возражает фермер. – А те огороды заболотились из-за почвенных вод.

 

 

Конечно, молодой семье во всём помогали родители. Держали скотину. У него самого, как и у его родителей, тоже трое детей. Поставить их на ноги стоило немало усилий.

 

 

А фермерский хлеб давался тяжело. Земледельцы жёстко привязаны и к переменам погоды, и к нормативам обработки почвы и урожаю. У них ведь нет ежемесячных доходов. Все крупные покупки на личные расходы они могут позволить себе только после окончания уборки и реализации урожая.

 

 

– Чтобы стать фермером, надо было хотя бы трактор иметь! Родители продали лошадь, помогли приобрести первый трактор, телегу, семена.

 

 

Трактор потом ещё другой купили, а затем и комбайн, культиватор, разбрасыватели. В домашнем хозяйстве были две дойные коровы, поросята, утки и куры.

 

 

Выросли дети. Получили престижные специальности. Живут в большом городе. Старший сын – оперуполномоченный, средний – врач-офтальмолог, дочь – врач-педиатр. Гордятся родители своими детьми. Недавно вот дочь побывала на форуме в Македонии. Михаил с гордостью показал мне видеоматериал. Сейчас ведь с помощью компьютера можно сохранить в семейной памяти многие моменты быстротекущей жизни.

 

 

В свою родную деревеньку дети наведываются часто. Когда идёт страда, оба сына берут отпуск и помогают отцу: средний работает на комбайне, а старший – на тракторе. Часто вспоминают они тяжёлые времена, когда отец собирал старенький трактор, агрегаты комбайна, покупал солярку. Возможно, именно тогда они научились дорожить семьёй и ценить то, что она им дала. Теперь у фермера есть и свой КамАЗ. Без техники хозяйству не жить, а поднималось оно без всяких грантов.

 

 

Доморощенный поэт

 

 

Средний сын Алексей даже посвятил родному селу немало поэтических строк:

Ad 3
Advertisements

Недалеко от Пензы,

Откуда родом я,

Есть село родное,

Корсаевка моя.

 

 

А вот ещё несколько его поэтических строк об отце:

Рано утром он встаёт,

Спит ещё в селе народ.

Солярку в трактор заливает,

Плуг могучий прицепляет.

Пашет, едет и поёт.

Над полем солнышко встаёт.

А как вечер уж настал,

Плуг навеской он поднял.

Бога поблагодарил,

Что на труд благословил.

Пусть теперь

растёт наш хлеб,

Только было бы без бед!

 

 

С этими стихами меня познакомила Александра. Написаны они её сыном ещё в студенческие годы. К слову, стихотворение о фермере заканчивается так: «Будет счастлив Емашов!»

 

 

Нитка за иголкой

 

 

Супруга фермера за ним следует, как и полагается, как нитка за иголкой. Не захотела оставаться в своё время в городе, хотя и была после учёбы в торговом техникуме такая возможность.

– Я веду бухгалтерский учёт хозяйства, – скромно говорит женщина, на которой, как водится, были и дети, и огород, и куча домашних забот.

 

 

Как только подходит посевная, Александра помогает мужу, когда он ремонтирует технику.

– Подай-ка, Шура, ключ! – зовёт Михаил супругу, когда устанавливает какую-то запчасть.

И так вместе они до самого вечера возятся с техникой. А в другие дни сортируют семена, подготавливая их к севу.

 

 

А ещё ведь надо «варить, стирать и в магазин бежать», как написал о своей любимой мамочке доморощенный поэт. Но Александра считает, что так и надо жить.

– Гармошку-то Миша освоил, когда отец его умер, до этого не играл на ней, – замечает она. – Как будто передал ему он свой дар по наследству. И песни о деревне стал петь.

 

 

Емашовы из села не думают уезжать. У них большой, ухоженный дом, в который любят приезжать дети. У них есть своя земля, в которую вложены сердце и силы. Тихими зимними вечерами в их доме звучит музыка. Михаил по настроению берёт в руки или гитару, или гармонь. И к «южному морю» им точно «не хочется». Они счастливы своими детьми и внуками, своей родной деревенькой. А разве это не главное?

 

 

Татьяна Степанова.

Loading