Сегодня Наталью Мамченкову за глаза величают спасительницей местного общепита. Впрочем, так оно и есть. Два кафе и ресторан — вот и вся районная сеть общественного питания, которая теперь ей принадлежит. И, казалось бы, можно было бы на этом успокоиться. Но это не про Мамченкову! Источник: https://www.rabochy-put.ru

 

Кафе и ферма — на равных

 

 

Всегда интересно проследить историю человека, который сделал себя сам. Вот так, с нуля и до вершины. Тем более что таких людей не много. Наталья — из их когорты. Если уж взялась за кафе, то ей бы пойти по самому беспроигрышному варианту — закупать продукты у оптовиков да кормить народ стандартными «разносолами», так нет. Пришла в голову идея сотворить в двух кафе и ресторане домашнюю кухню. А под такое дело надо и домашние продукты иметь. Вот так и слились общепит с фермерством, и получилось… ВКУСНО!

 

 

С точки зрения элементарной логики — посыл вполне понятен. Фермерское хозяйство производит качественные продукты питания, первым и, возможно, единственным потребителем которых становится свой же общепит. Полная независимость от поставщиков, гарантия сбыта и возможность планировать объем производства в зависимости от собственных потребностей. Лучшее и представить трудно, но все же фермерство — дело специфическое, и подтверждением тому стали слова, которыми нас встретила Наталья:

 

 

— Пожалуйста, не обращайте внимания на мою куртку. Я в ней только что отел на ферме принимала, приехала в кафе буквально перед вами.

Куртка действительно пострадала, но… издержки бизнеса никто не отменял. Да и родившаяся в тот день породистая телочка того стоила.

 

 

— И все же… Что в бизнесе для вас главное? Общепит или сельское хозяйство?

— Развивать бизнес в общепите было моей заветной мечтой. Но, как всегда, жизнь во все планы вносит свои коррективы. А в их основу легла та самая идея, которая пришла чуть позже, когда кафе уже было открыто: кормить людей продуктами собственного производства. Теперь все наше меню готовится только из своего продовольствия, вплоть до кексов. И так во всех трех точках общественного питания, которые у нас есть в Духовщине и Озерном. Так что кафе и ферма — на равных, здесь одно дополняет другое.

 

Айрширка — хорошо, а джейрсейка — лучше?

 

Для Натальи Алексеевны фермерство началось с покупки бывшего производственного кооператива «Мечта», который когда-то был колхозом «Новая жизнь». Теперь это крестьянско-фермерское хозяйство, и точка!

 

 

Приехали мы на ферму в деревню Зимец, раскинувшуюся на широком берегу речки Зимовец, после обеда. Я — впервые, а хозяйка в этот день уже бог весть в который раз. Стартовали отелы, и для нее началась горячая пора. После короткой дискуссии о преимуществах двухразовой дойки коров мне захотелось исследовать чудо на колесах — кормоизмельчитель. К тому же он накануне сломался — и фермеры собирались его чинить. Лучшего случая увидеть, как он устроен, не придумаешь. Правда, агрегат не новый, но добротно сделанный, и продукция, полученная из него, не оставляет коров равнодушными. И они «благодарят» хозяев 20-литровыми среднесуточными удоями, жирностью молока до 4 и даже 5 — 6 процентов, здоровыми породистыми телятами.

 

 

— Наталья Алексеевна, а почему я не увидел на ферме молокопровод?

 

 

— И не увидите, мы его не будем применять, потому что делаем продукцию для себя и населения района. Это ведь байки, что без молокопровода продукт высшим сортом не сдашь. У нас, судя по анализам, почти все молоко — высшего сорта. В нем нет никаких посторонних примесей за счет того, что мы моем тару простым хозяйственным мылом. А молокопровод промывается таким количеством химии и антибиотиков, что даже представить страшно! И ведь это все до конца не вымоешь, часть веществ вместе с молочными продуктами в итоге оседает у человека в организме. Зачем нам это надо?

 

 

— С какой породой коров работаете?

— Самые любимые — айрширская и датские джейрсейки. Айрширки — красавицы, молока дают много, жирность до 4,5 процента. Сыроделы его на ура покупают. А джейрсейки — маленькие коровки, рыжие, но доятся фактически сливками. У них жирность молока доходит до 6 процентов! Сейчас увидите и тех, и других.

Ad 3
Advertisements

 

 

На ферме — чистота и порядок. Пахнет сеном и молоком. Скотники подбрасывают в кормушки корм, поглядывают за транспортерами, чтобы не скапливался навоз. Вот они, джейрсейки, миниатюрные чистые и ухоженные коровки. Видно, что жизнью они вполне довольны. А то, что Наталья Алексеевна на ферме бывает не реже, чем в своих кафе, понятно сразу. Коровы к ней тянутся, и она мимо не пройдет, каждую приласкает.

 

 

— Мы же к ним относимся не только как к скоту. У каждой есть свое имя, даже у телят, — по ходу рассказывает хозяйка.

 

 

Потом заходим в телячьи ясли, посмотреть на сегодняшнюю новорожденную. А она уже поднялась на тоненькие ножки и тянет мордочку к теплым человечьим рукам. Их детство пройдет в чистоте и уюте, и свою коровью жизнь они проживут сытно и продуктивно.

 

 

В том, что хозяйство продолжит развиваться, сомнений нет. В 2019-м фермеры уже получили отличный урожай овса. Трех купленных тракторов «МТЗ» и одного «возрожденного из пепла» «Т-150» хватает для обработки имеющихся в хозяйстве 400 га земли. Если все пойдет хорошо, то нынче набор почвообрабатывающей техники может пополниться оборотным плугом, которым можно выравнивать поля до состояния бильярдного стола.
Жить, а не существовать…

 

С фермы отправляемся в короткое путешествие по Зимцу. Вот слева небольшой деревянный домик матери Натальи Алексеевны, чуть поодаль — обычная деревенская избушка, в которой поселилась племянница хозяйки, приехавшая из Смоленска и наотрез отказавшаяся возвращаться обратно. По берегу речки разноцветной гирляндой вытянулась небольшая пасека…

 

 

Пока ферма, деревня и пашня и есть все фермерское хозяйство. Именно отсюда в кафе, ресторан и два магазина поступают свежее мясо, домашние колбаски и другие полуфабрикаты, имеющие натуральный вкус, в отличие от такого же ассортимента известных брендов. Жаль только, что купить их можно исключительно в Духовщинском районе. Они его редкая изюминка, ради которой сюда стоит приехать. И многие приезжают, даже из Москвы, Санкт-Петербурга, увозя с собой продукты от Мамченковой.

 

 

— А про собственную переработку молока не думали?

— Думали и уже делаем. Сейчас доедем до бывшей колхозной конторы, сами все увидите.

 

 

Здание правления сохранилось в довольно-таки в приличном состоянии. Требуется ремонт, но в той половине, которую Наталья Алексеевна отвела под молочный цех, он уже сделан. Там стоит все необходимое оборудование и выпускаются экологически чистые, натуральные творог, сметана, сливки, молоко. Во второй половине здания еще идет ремонт, но скоро здесь разместятся небольшие сыроварня и пекарня. Так что местным жителям незачем будет ездить в Духовщину. Все — от молока до хлеба — купят на месте.

 

 

По деревенской улице едем дальше. Наталья Алексеевна показывает на хорошо сохранившееся пустующее здание детского сада и рассказывает, что мечтает сделать здесь интернат для пожилых людей, местных жителей, большинство из которых почти всю жизнь отработали в местном колхозе. Теперь им трудно справляться с бытом, особенно тем, кто остался без родственников. А здесь будет тепло, уютно, медицинская помощь — на месте. Вместит это здание человек 20. Вполне достаточно. Здесь же смогут в старости устроиться и нынешние работники ее КФХ. Содержать учреждение Наталья Алексеевна планирует с доходов от своего бизнеса. Что ж, не только бизнес начинается с мечты. 

 

 

А в целом, побывав в Зимце, ловлю себя на ощущении, что все идет к тому, что уже подзабытый колхоз «Новая жизнь» вот-вот возродится… Пусть в другом качестве, но суть-то не меняется, и задачи остаются прежними — давать населению работу, заработок и полезные продукты питания. Люди, которые когда-то давали ему название, не прогадали, как будто в будущее заглянули.

 

 

«Новая жизнь», точнее не скажешь. А если вспомнить и кооператив «Мечта», то можно еще и помечтать о том, что, может быть, когда-нибудь успешный предприниматель Наталья Алексеевна Мамченкова, помимо интерната для пожилых людей, еще и школу откроет. Если у нее дела так пойдут и дальше, то, думается, там будет кому учиться. Зимец-то, благодаря ей, постепенно оживает, а мечты его нынешней хозяйки имеют свойство сбываться…

 

 

Автор: Андрей Завьялов

Loading