Низаму Габибулаеву из деревни Ботвиньево 27 лет. По образованию он юрист, но его диплом пылится в шкафу на полочке. Да и не беда – он нашёл себе дело по душе и бросать его не собирается: Низам – глава крестьянского фермерского хозяйства.

 

ИП Глава КФХ «Габибулаев» – так называется его фермерское хозяйство – появилось два года назад. Низам, как начинающий фермер, получил от Министерства сельского хозяйства Тульской области грант в полтора миллиона рублей.

 

Для того, чтобы получить грант, молодому человеку пришлось изрядно потрудиться. Не только подать заявку, к которой прилагалась масса документов, но и подготовить  свой бизнес-план. В котором обязательно нужно было прописать все расходы, предполагаемый доход, наличие рабочих мест, которые должны появиться в КФХ, и так далее и тому подобное. Впрочем, все его старания оказались ненапрасными: заявка минсельхозом была одобрена. Скажу больше: она одержала победу среди других претендентов, желающих получить помощь от государства.

 

По зову предков

 

Есть такое понятие «зов предков» – непреодолимое влечение, тяга человека к занятию некой деятельностью, история которой уходит своими корнями в прошлое. И у Низама есть такая тяга. Тяга к земле: ведь все его предки когда-то были скотоводами, пасли свой скот высоко-высоко в горах…

 

И эта тяга проснулась, даже несмотря на то, что Низаму не пришлось вкусить всю романтику гор. Потому как родился он и вырос в иной местности – там, где горы можно наблюдать лишь на географической карте или на экране телевизора.

 

Его родители Ибадулла и Зарият приехали в Одоевский район в 1989 году. Молодые, сильные, они имели огромное желание трудиться и зарабатывать хорошие деньги, а на их родине в Дагестане такой возможности не было.

 

Сначала жили и работали в колхозе в Рылёво. В 1992 году решили открыть своё фермерское дело, взяли кредиты, но дело не пошло. Однако,  духом не упали: открыли магазинчик в селе, который давал невеликий, но  доход, а также держали домашний скот.

 

В 2000 году перебрались в деревню Ботвиньево, в 2005-м снова решились на кредит под залог земли, которую приобрели у развалившегося совхоза «Борец». На этой же земле стояли фермы, разграбленные нечистыми на руку гражданами.

 

– Фермы были в ужасном состоянии, – вспоминает Низам. – Сколько сил потратили родители, чтобы хоть как-то их привести в порядок. Я тогда был подростком, учился в школе, но в свободное от учёбы время старался им помочь. Начинали с пятнадцати коров. Электричества на ферме не было, доили руками. Нелегко всё это давалось. Через три-четыре года подвели свет, дойка стала автоматизированной.

 

А сколько корова даёт молока?

 

Низам окончил школу, техникум, отслужил в армии, а потом поступил в институт, получил высшее юридическое образование. Но юристов в городе оказалось и без него более чем достаточно.

 

Низам вернулся в деревню и решил так же, как и его родители, заняться сельским хозяйством. Подал заявку на грант. Теперь отец и мать стали главными помощниками сына.

 

Сегодня у Габибулаевых в хозяйстве 50 коров и 20 быков. Телят, которые появляются у бурёнок, они благополучно продают. Желающих много – со всей России приезжают.

 

Стадом заведует пастух, мужчина из Дубенского района. Живёт он поблизости от фермы, в вагончике. В семь утра стадо выгоняет, в семь вечера пригоняет. Весь день на свежем воздухе, еду ему привозит Низам из дома прямо с пылу с жару.

Ad 3
Advertisements

 

Но, конечно, нелегко – побегай целый день за коровами. У Габибулаевых были попытки завести лошадь, да все три не увенчались успехом: два мерина почти сразу же покинули эту бренную землю, третьего – увели со двора…

 

Коровы все породистые. У каждой своя кличка, свой характер. Но лучше всех знает нрав бурёнок Зарият, именно она каждый день их доит.

– Молоко у нас чистое, нет такого, чтобы было от больной коровы, – рассказывает Низам. – Молоко каждый день я отвожу в Одоев, на завод. Каждый год мы выбраковываем коров, покупаем новых. Без этого никак: одна корова заболеет, другая ногу сломает, третья – ослепнет…

 

– Как же вы со всем этим справляетесь? – спрашиваю молодого фермера. – Наверное, для этого нужно иметь ветеринарное образование?

– Я без образования уже ветеринар, – улыбается Низам. – А отец учился в сельскохозяйственном колледже в Богородицке. Но когда я родился, бросил: нужно было содержать семью. А вообще, у нас в Рылёво есть ветеринарный врач. Позвонишь, всегда приедет. Одоевские врачи из ветеринарной станции помогают. Все наши коровы у них на учёте стоят. Если что-то случается, сразу приезжают – капельницу сделают, укол. Прививки постоянно – от бешенства, от сибирской язвы.

 

У Низама в аренде более 170 гектаров земли, часть под пастбищем, часть под кормовыми. Корма заготавливают своими силами – безусловно, не без помощи техники.

 

Такие дни стоят – золото просто

 

Ибадулла, отец Низама, – самый главный помощник в хозяйстве. Здесь он с утра и до позднего вечера – дел всегда хватает. И его это совершенно не тяготит, любит он деревню, животных, технику.

 

– Сейчас молодёжь не хочет жить в деревне, у нас в Ботвиньево из молодых почти никого не осталось, все в город уехали, – рассказывает Ибадулла. – Они готовы заниматься любой работой, даже самой малооплачиваемой, лишь бы в городе жить. А я вот город не люблю, мне в деревне хорошо. Сейчас (мы ездили в хозяйство в начале сентября, погода в тот день стояла поистине летняя – прим. автора) у нас самый сезон – заготовка сена и соломы. Всё это мы уже заготовили, осталось привезти с поля. Такие дни стоят – золото просто. Нужно их использовать по полной, чтобы зимой локти не кусать, что мы такие дни упустили.

 

…Говорят, что в деревне деньги не заработать. А пример в лице тружеников Габибулаевых доказывает обратное. Умеют люди работать, ничего не скажешь.

 

И они – заметьте – не только зарабатывают деньги, они поднимают сельское хозяйство, не дают нам забыть вкус настоящего молока…

Ирина Косоусова.

http://tulasmi.ru

Loading