Раджиндер Сингх, дипломированный агроном из семьи учителей, сбежал из Индии еще в начале 90-х вместе с братом и сестрой. Только те рванули покорять Штаты, а Радж — Россию. Его отговаривали, но возможности, которые открывались в «лихие 90-е» в нашей стране, оказались привлекательнее.

 

Индус начинал, как и все в то время — торговал на рынке, затем открыл магазины в Ярославле и Москве. Сколотив капитал, переключился на деревянное строительство, затем на IP-телефонию. Окончательно освоившись на новой родине, Радж приступил к осуществлению главной мечты — созданию собственного аграрного хозяйства.

 

— А что? В начале 2000-х колхозы пустовали, земли простаивали. Если были деньги, можно было купить земли бывших колхозов-совхозов, — говорит Сингх. Он встречает меня в тульском селе Лукино, почти в 240 км от Москвы. В Лукино у индуса второе хозяйство.

 

— Здесь земли поменьше — всего 2 тыс. гектаров, а в Калужской области — 3,5. Расширяться сейчас не получается, сейчас не 90-е, свободной земли нет. С одной стороны хозяйства местных депутатов и бывших авторитетов. С ними мы давно друг друга знаем. С другой стороны подступают московские агрохолдинги. Они скупают землю по дешевке. С ними конкурировать бессмысленно, они прессуют нас, середняков.

“СТАЛИНА НА ВАС НЕТ”

 

— Зерновой комбайн стоит 7-11 млн рублей, трактор для уборки картофеля — 12 млн. И такие аппараты мне нужны в двух хозяйствах. Не перегонять же технику из области в область?!

 

— И откуда деньги берете? Отбиваете проданным зерном?

 

— Живем от кредита до кредита. Весной взял, осенью отдал. Субсидии — 300-400 руб. за гектар. Закупочные цены на зерно год на год не приходятся. 7-8 руб. за центнер — уже хорошо. Но на эти деньги новую технику не купишь. По мне, так  заниматься сельским хозяйством в России невыгодно. И так будет до тех пор, пока государство не будет помогать фермерам, пока оно не будет устанавливать выгодные закупочные цены.

 

Лозунги индуса были настолько знакомы, что не хватало в конце добавить: “Сталина на вас нет!”

Ad 3
Advertisements

 

— Но за эти годы вы не бросили это дело, — вступаю я в спор. — Поля засеиваете, пшеницу элеваторам продаете. Да и судя по росреестру, открыли магазин колбас.

 

Эти слова сикх пропустил мимо ушей. Тема оказалась болезненной. Магазин доход не приносил, пришлось закрыть.

 

— Зерно зерном, мы еще овощи выращиваем. Поставляем их в Москву на овощебазы, в рестораны. Найти место сбыта реально. Сейчас в планах выращивать индийские овощи и зелень для ресторанов индийской кухни. Эта ниша в России свободна, конкуренция нулевая. Привезти семян из Индии труда не составит, — говорит Радж.

 

ПЬЯНСТВО ОТ СКУКИ

 

Через дорогу от полузаброшенного ангара с комбайнами стоит небольшой сарай.

 

— Мечта фермера, — демонстрирует хозяйство Радж. В тускло освещенном помещении установлена конвейерная лента для сортировки картофеля. По полу разбросаны клубни, в гору свалены набитые под завязку мешки. Трудятся тут мигранты из Средней Азии. Они обходятся дешевле, чем русские мужики.

 

— Для русского такая работа скучная. Он от такой работы пить начинает или воровать. Пьянство у меня под запретом, а все остальное — делайте, что хотите. Я же знаю, что они тащат с поля все подряд — и капусту, и картошку. Но я им не запрещаю. Все равно больше того, что им надо, не унесут.

https://www.kp.ru

Loading