С Рахметуллой Альжановым мы познакомились на Дне поля в семеноводческом хозяйстве ООО СХП «Восход» Зерноградского района. Фермер внимательно слушал выступления селекционеров Кубанского НИИСХ и технологов по защите растений и задавал конкретизирующие вопросы. Выяснилось, что Рахметулла Шамшиевич сеет сорта озимой пшеницы в Октябрьском сельском районе и получает стабильно 60-70 ц/га (при средней в районе чуть больше 30 ц/га). Интересно, что, кроме озимой пшеницы, никаких других культур в севообороте нет на протяжении семи лет!

Человек, рождённый в поле

Ещё более интригующим звучало то, что у Рахметуллы Альжанова нет специального аграрного образования. Он окончил Новочеркасский политехнический институт по специальности «инженер-электрик». Большая часть его жизни была связана с работой на руководящих должностях энергетических компаний: руководил строи­тельством Зеленчукской ГЭС, возглавлял Сангтудинскую ГЭС-1… 

 

С 2009 года Рахметулла Шамшиевич работал заместителем председателя правления государственной корпорации «РусГидро», оборот которой исчисляется сотнями миллиардов рублей, а численность сотрудников приближается к 20 тысячам. Рахметулла Альжанов участвовал в восстановлении работы Саяно-Шушенской ГЭС после страшной аварии 17 августа 2009 года. За свою профессиональную деятельность отмечен многочисленными наградами, в том числе – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», орденом Почёта и орденом Дружбы (Республики Таджикистан).

Каким же образом человек, сделавший успешную карьеру в масштабах страны, в 68 лет занялся выращиванием зерна на 200 гектарах земли?

– По национальности я казах, но родился здесь же, в Октябрьском районе Ростовской области в местечке под названием Конезавод 91 – так в паспорте и написано (сейчас этого места на карте не найти – конезавод переименовали в Персиановский молзавод, потом в учхоз № 2. – Прим. авт.). Папа работал заведующим фермой, а мама занималась воспитанием детей – нас было шесть человек. Меня она родила прямо в поле в День комсомола в 1949 году.

Может, поэтому Рахметулла Альжанов никогда не терял связи с землёй. После окончания вуза молодой специалист отправился работать в Таджикистан, на Нурекскую ГЭС.

– В Таджикистане у нас была дача. Земля там скудная, но если дать воду, можно получать сумасшедшие результаты. В течение года мы собирали несколько урожаев огурцов, помидоров, моркови, выкапывали по два урожая картошки, выращивали лимоны.

 

В 1990-е годы в Таджикистане началась гражданская война, и семья Альжановых вернулась на родину в Ростовскую область.

– Здесь тоже в перестройку всё было не так гладко. Господствовало ошибочное представление о сельском хозяйстве как о «бермудском треугольнике», «чёрной дыре», мол, ничего не надо производить, а можно всё покупать. Рушились совхозы. Я всё время работал по специальности (в АО «Ростовэнерго», ОАО «Севкавгидроэнеогострой». – Прим. авт.), а семья жила здесь. Родственники занимались земледелием на 200 га. Мне выделили 20 га, и я стал выращивать арбузы.

Технологию оттачивал методом проб и ошибок, в результате довёл урожайность до 100 тонн с гектара без применения химии. Погодные условия в Октябрьском районе Ростовской области сильно отличаются от условий Таджикистана. Но всё же и здесь Альжанову удавалось собирать по два урожая в год.

Ad 3
Advertisements

Отсутствие профильного образования, по словам Рахметуллы Шамшиевича, ничуть не мешало, даже наоборот. На многие вещи инженер смотрит другими глазами, нежели агроном, подходит более вдумчиво, и это даёт лучший результат.

– Изобрели плёнкоукладчик, сами его сделали. Он и сейчас в рабочем состоянии, ждёт своего часа.

Вообще же, фермер считает, что человек с инженерным образованием легко может работать в любой профессии: «Инженер – это человек, понимающий основы производства. В этом аспекте агронома можно назвать инженером растениеводства».

Уже получив пост заместителя председателя правления ОАО «РусГидро», Рахметулла Альжанов возил собственноручно выращенные арбузы фурами по 30-40 тонн сотрудникам корпорации в Санкт-Петербург, раздавал даром.

– Просто приятно было видеть, как люди радуются. Они говорили, что никогда не пробовали таких вкусных арбузов.

Время зерна

С 2012 года Рахметулла Шамшиевич перестал выращивать арбузы и занялся производством исключительно озимой пшеницы. К этому фермера подтолкнула, как сейчас говорят, рыночная конъюнктура – цены на рынке сложились такие, что выгоднее выращивать зерновые, чем бахчёвые. Да и в технологическом аспекте легче. На бахче надо жить 7-8 месяцев в году. Пшеница требует к себе значительно меньшего внимания.

Сейчас фермерское хозяйство зарегистрировано на сына (тоже инженер-электрик по образованию). Но Рахметулла Шамшиевич принимает в нём деятельное участие – собственноручно ремонтирует сельхоз­оборудование. Инвестирует в приобретение сельхозтехники. Одна из последних покупок, которую фермер оценивает, как удачную, – дискатор Tigarbo АД-4. Он отработал на полях уже три года, а всё как новый. Изучив конструкцию бороны, фермер взялся модернизировать по аналогии с ней более старую борону украинского производства. 

 

Начав с урожайности 35-40 ц/га, совместными усилиями отец и сын довели урожайность пшеницы до 60-70 ц/га на монокультуре. Некоторые участки дают до 100 ц/га.

Особых технологических секретов нет: сеять только элиту, качественная обработка почвы, работа с пожнивными остатками, внесение полной дозы удобрений и своевременная защита от болезней и вредителей. Сильнодействующих химических пестицидов фермер предпочитает избегать, старается использовать биопрепараты. 

– Мы делаем 8-12 обработок за сезон. Самое важное – чтобы они были своевременны, для этого нужно правильно определить фазу развития растений.

https://agrobook.ru

Loading