Саженцы, выращенные в КФХ «Кубанский сад», плодоносят во многих уголках России и за рубежом. Источник: https://ki-news.ru

 

 

Как все начиналось 

Сегодня у фермера Василия Хохлова больше 46 гектаров под фруктовыми и декоративными деревьями, 2-этажный особняк, хозпостройки и сельхозтехника. Есть у хозяйства и товарный знак, присвоенный Федеральной службой по интеллектуальной собственности и патентам. 

А начинал бывший научный сотрудник зонального НИИ садоводства и виноградарства 27 лет назад, на заросшем бурьяном пустыре, неподалеку от станицы Старокорсунской. 

В 1992 году для института — а проработал я там 19 лет — настали тяжелые времена, — рассказывает Василий Иванович. — Финансирование урезали, зарплаты сократили: зарабатывайте где можете. А тут землю стали раздавать: бери — не хочу! Денег под это обещали, дорогу провести, телефон, но на деле все оказалось иначе. В институте я занимался вирусологией, молодой еще был: 42 года, и силы были, и знания. Фермер — он же должен быть и финансистом, и работником, и агрономом. Я бросил работу, подготовленную к защите диссертацию и буквально с несколькими тяпками пришел на эту землю. 

Первые четыре года Василий Иванович все делал сам: он и тракторист, и пропольщик, и поливальщик, и агроном. В конце 90-х на работу охотно нанимались местные жители: и оставшиеся без работы в совхозе пенсионерки, и школьники на каникулах. А потом старшее поколение ушло, а детишки выучились… и трудиться на земле сейчас местных не допросишься. Выручают иностранные рабочие, в основном узбеки. 

В институте Хохлов работал в отделе питомниководства, и, подавшись в фермеры, решил заняться выращиванием саженцев. В бытность ученым имел дело с разными сортами, которые давали на проверку — болен ли, чем. В результате на его даче собралась коллекция разнообразных фруктовых деревьев, которая и стала основой «Кубанского сада». Но если в начале своего фермерства Хохлов стремился поразить садоводов разнообразием и уникальностью фруктовых деревьев, сейчас пытается уйти к наиболее выгодным сортам. 

Василий Иванович постоянно занимается изучением новых сортов: как плодоносит, когда созревает, сколько может храниться. Каждые десять дней записывает результаты наблюдений — и так из года в год. Опытом обменивается с коллегами, благо, сегодня это просто — а иначе нынче нельзя! 

Коллекцию держать трудно и дорого: одни плоды только созревают, другие еще зеленые, а значит, нужен разный уход и химическая обработка. Хотя редкие породы плодов у меня есть: на одном дереве может быть привито два, три, четыре сорта. Скажем, кто-то захотел старинный сорт Макинтош — и я его могу предложить, сделав пару прививок. 

Моди уже не моден? 

— И ведь никогда не угадаешь, — сетует садовод, — какое яблоко будет пользоваться спросом. Старшее поколение хочет мельбу и белый налив, молодежь — чаще то, что увидели в интернете. И если раньше спрос на тот или иной сорт был известен и держался лет 25-30, то сейчас запросы меняются через пару лет.

В позапрошлом году был моден Моди — у Хохлова его произвели в большом количестве, — а сейчас на слуху уже новое. Он только вырос, а уже никто не спрашивает — подавай Супер Чиф! 

Что касается географии поставок, то это и Питер, и Москва, и Сибирь, из Шадринска специально к нему приезжали. Брать в основном стараются универсальные сорта — например, колоновидную яблоню. Она везде одинаково растет — хоть в Канаде, где она была выведена, хоть в Москве, хоть в Сибири. Шлют запросы с Дальнего Востока, из Таджикистана. Как-то приехала наша бывшая соотечественница, живущая сейчас в Англии, — шелковицу захотела посадить. В Израиль наши паломники в качестве подарка везут яблони, грушу, персики — на Афон, в Грецию.

 

Что, и там приживаются? — удивляемся мы. 

Если ухаживать, все приживется, — улыбается фермер. — А монахи на Афоне ухаживают хорошо. 

А бунинская антоновка с ее неповторимым запахом? Тоже у вас есть? 

Ad 3
Advertisements

Ко мне часто за ней обращаются, особенно северяне, перебравшиеся на Кубань. Я за ней даже в Санкт-Петербург ездил, купил в питомнике два дерева. Растут год-два — крохотные. На Севере антоновка вызревает в сентябре, у нас — в конце июля. Размер у яблок большой — а вкуса никакого! Наш климат и почва никак ей не подходят. Привил сорт на свой подвой: рост пошел быстрее, но в середине августа оно уже желтое, ешь — во рту каша. И аромата никакого. 

В краю глициний и магнолий

Этим летом приехавшие в гости питерцы удивлялись: почему в Краснодаре, с вашим-то климатом, так мало на улицах цветущих деревьев? Почему нет магнолий, пышная глициния не радует взор? Василий Хохлов объяснил: все это отлично могло бы у нас расти, тем более с нынешними теплыми зимами. Глициния, например, вполне морозоустойчивое растение и прекрасно могло бы украшать парки, скверы и дворы Краснодара. В его усадьбе она пышно цветет — тем более в городе в мороз как минимум на четыре градуса теплее.

И магнолия у Хохлова есть и с белыми, и с розовыми цветами. Возле фермерской усадьбы — просто маленький дендрарий. Здесь и дуб красный, и дуб с желтой листвой — такая окраска у этого дерева все лето. Есть дуб пониклый, а этот — шаровидный. Пройдет 100 лет — а крона все равно будет шаром, и стричь не придется.

Как расставить приоритеты

Мы спрашиваем у фермера, какие проблемы должны быть решены для более эффективного развития питомников? 

Я считаю, наше руководство — и краевой минсельхоз, и Союз «Садоводы Кубани» — должно определиться и сказать, какие сорта мы должны производить в питомниках. И дотации давать, исходя из этого: расставить, так сказать, сортовые приоритеты. Есть же у нас проверенные сорта, прошедшие все государственные сортоиспытания, — думаю, на них и надо ориентироваться. И второе: считаю, что при распределении субсидий приоритет следует отдавать иммунным, то есть сортам, устойчивым к болезням. 

Вы-то сами какие яблоки предпочитаете?

Импортные не ем — муляж, он и есть муляж. Внешний вид, длительная сохранность — это результат применения огромного количества химикатов: только химических обработок 25-30 плюс разные подкормки — микро, макроудобрения, очень много всего в почву сыплют. 

А у нас не так? 

У наших фермеров земельные участки большие, поэтому происходит их ротация. Наши деревья растут на естественных почвах, у них — взять, скажем, Израиль — на искусственных субстратах. Как-то пробовал вырастить плоды по их схемам: безвкусные получились фрукты, я с персиками экспериментировал. Хотя величина плода набирается, но весь комплекс выращивания и хранения направлен исключительно на привлекательный внешний вид. 

И где ж рядовому горожанину яблоки-груши покупать?

На рынках, там еще очень много натуральной продукции, хотя некоторые и пытаются выдать привозной товар как местный. Неважно, что яблоки разного размера или небольшого калибра, не обращайте внимания на червоточину — это как раз значит, что химию почти не применяли.

Автор: Аванесова Марина.

Loading