Агрохолдинг «Лукоз», расположенный в Марий Эл и Татарстане, владеет самым крупным поголовьем коз в России и сырзаводом. Там производят около 60 видов сыров, в том числе авторские. Успешный семейный бизнес Владимира Кожанова и его сына Тараса начался случайно: с заметки в газете и небольшого числа коз, купленных у соседских бабушек.

 

«Идея организовать холдинг принадлежала моему отцу. Где-то он прочитал статью, что козье молоко — это свободная ниша на рынке», — рассказывает Тарас Кожанов.

Мы беседуем в Доме козовода, расположенном на ферме холдинга в татарском поселке Кильдебяк. Тарас иногда здесь ночует. В 2002–2003 годах, после упомянутой статьи, Кожанов выкупил у бабушек из своей деревни коз, всего 300 голов, создал ферму в Марий Эл и начал делать молоко и сыр. Тарас, тогда еще школьник, помогал на ферме.

«Первые 2–3 года все дело было жутко убыточным: козы умирали, сохранность молодняка была на уровне 10%, то есть 1 из 10 выживал. Надои были из серии «стакан молока на козу». Сыр, который мы тогда учились делать, был отвратителен, все было очень плохо», — вспоминает Тарас.

Тогда у старшего Кожанова было несколько крупных проектов, которые позволяли тратить деньги на коз. Главным был завод по заготовке полуфабрикатов кожи для поставки в Италию. Козы стали важнее кож благодаря макроэкономическим обстоятельствам: в 2005–2006 годах рубль укрепился, и это подкосило экспорт. «Пришлось козами заниматься более активно, потому что надо было либо их сделать более прибыльными, либо закрыть», — рассказывает Кожанов-младший.

В 2008 году «Лукоз» увеличил надои, стал делать более приличные сыры и научился все это продавать. Сейчас агрохолдинг владеет 6,5 тыс. голов коз и 400 — овец. При этом сейчас строится ферма еще на 2 тыс. коз в Татарстане и проектируется ферма на 10 тыс. голов в Марий Эл.

 

 

 

На ферме «Лукоза» содержатся давно не соседские козы: теперь это племенные хозяйства. Вместе со Ставропольским НИИ овцеводства и козоводства здесь был впервые со времен СССР выведена новый тип породы козы — Зайнинская-Марийская. Он отличается  более высокой длительностью лактации, немного более высокими надоями, чем в среднем по стране. «У нее другой объем вымени и, соответственно, коэффициент длинноногости», — поясняет Тарас.

В этом году на Сернурском сырзаводе холдинга, который производит 200 тонн сыра в месяц, открылся цех по производству авторских сыров. Среди них традиционный камамбер, более сухой и плотный кратен, а также сыр, который обвалян в древесной золе: шевр.

«Древесная зола за счет способности к абсорбции подсушивает сыр, что-то оттуда вытягивает и это тоже несколько меняет вкус. Мы сначала использовали обычную сажу, она на зубах скрипела», — рассказывает сыродел.

Ad 3
Advertisements

Теперь в холдинге закупают специальную золу. Вообще, по словам Кожанова-младшего, в сыроварении самые простые вещи становятся сложными. «Скажем, бумага, в которой хранят камамбер, нужна специальная, в России такой нет. Мы возим ее из Франции. В российской бумаге сыр сохнет, но не так как надо», — говорит он.

Сейчас на предприятии выпущены первые 14 килограммов одного из самых распространенных итальянских сыров — качотты, они отправлены на дегустацию. Месяц назад была выпущена пробная партия бурраты — со сливками внутри.

«Мы очень много экспериментируем, но не все уходит в серию. Мало сварить один раз вкусный сыр, надо делать это постоянно, одинаково, стабильно — это как раз и сложно», — объясняет Тарас.

Экспериментировать компании позволяет производство массовых продуктов: российских сыров (типа пошехонского и голландского), пакетированного молока и йогуртов. «Это так называемые биржевые сыры, где очень невысокая наценка. Ты их делаешь много для того, чтобы позволить себе лабораторию, директора, гараж и все остальное. Если ты этого не делаешь, то себестоимость на авторских сырах очень сильно растет. На простых продуктах делается вал, деньги зарабатываются на сложных», — рассказывает предприниматель.

По его мнению, рынок авторских и оригинальных сыров в России еще не сформирован, его надо развивать. При этом спрос на них есть: он за последние 10 лет существенно вырос. «Люди ездят в Европу, пробуют разные продукты и хотят это видеть в России. Я считаю, что отрасль должна им дать это», — уверен он.

Рынок развивают и санкции. Например, в прошлом году выручка агрохолдинга выросла на 48%. Тарас считает, что примерно на 60% этот рост обеспечен эффектом санкций. «Мы планируем остаться на рынке и много инвестируем. При этом я считаю, что навсегда оставить санкции — это плохой вариант. Ты потеряешь ощущение остроты конкуренции. На сегодня нам нужны санкции, потому что иначе наша себестоимость окажется гораздо выше импортных конкурентов», — заключает он.

http://www.nykhas.ru

Loading