Виртуальное интервью с основателем, владельцем и генеральным директором производственной компании «Олимпик Фудс» Христосом Кесидисом. Темой  стала история появления компании, проблемы производства и реализации продуктов питания и экономические условия в России.

 

 

-Здравствуйте Уважаемый Христос , спасибо за принятое приглашение и согласие ответить на вопросы участников нашего Виртуального Клуба. Ваша компания-дело всей вашей жизни. Расскажите пожалуйста, как вы пришли к решению заняться бизнесом в России, а не в Греции, откуда вы родом?

Христос Кесидис: Всё произошло по стечении обстоятельств, как говорится – когда человек строит планы, бог смеется! Я родился и вырос в Греции, г. Афины. По окончании лицея  приехал учится в Москву, окончил Институт Физической культуры по специализации — тренер по боксу.

 

В Греции устроиться в школе не получилось, и я начал работать в судоходной компании. На третий месяц возглавил торговый отдел. А уже через год мне было предложено возглавить Московское представительство. Так снова приехал в Москву и два года успешно трудился на компанию. В Россию приехал (тогда еще был Советский Союз) в 1989, и попал в самое начало возрождения капитализма. Первые сделки заключил будучи еще студентом, шубы, продовольствия и т.п., время было такое.

 

— Какие советы вы могли бы дать людям, которые хотели бы заняться своим бизнесом? Понимаю, что в период кризиса возможно это очень трудно сделать, но все же. С чего начать? Как формируется идея, и с каким капиталом начинать?

 

Христос Кесидес: Надо начинать с идеи. Понятно, что есть разные бизнесы, одни основаны на оборачиваемости капитала, другие энергоёмкие, третьи на основании знания и опыта. Третий вариант самый простой и самый сложный одновременно. Сложный потому, что эти знания надо получить, простой потому что если ты уже знаешь, то тебе уже легко и тут начинается самое интересное. Очень интересно когда идею превращаешь в реальность. Это как детище.

 

Идея берётся сама по себе в зависимости и совокупности знаний и интересов человека. Простая прогулка, осмотр витрин, просто созидание и взгляд в точку на стене, и бах! — Мысль. А потом начинается разбор; есть ли что-то похоже на рынке, какая конкуренция, есть ли потребность, как это сделать?  И долгое обдумывание следующего шага и превращение идей в реальность.

 

Самый важный аспект после формировании идей это информативность, наблюдательность и напористость.

 

Скажите, пожалуйста, Христос, какие плюсы и минусы для малого бизнеса вы видите в России, в Европе и в Греции, в частности? К чему должно стремиться законодательство России, чтобы малый бизнес стал процветать?

 

Христос Кесидес: Человек может выбрать для себя несколько путей своего развития. Люди выбирают для себя и образ, и стиль жизни. Малый бизнес и предпринимательская деятельность предполагает 100 % занятость и концентрированность. Из плюсов выделю для себя самое важное: достижение цели, я не говорю о сопутствующих  составляющих, таких  как уважение, признание, деньги и т.д. Я говорю о цели, как таковой. Ты кропотливо добиваешься поставленной перед собой цели, причем не важно, это ли основная цель (выпустить новый товар, оказать новую услугу, разработать новую революционную рецептуру) или мелкая цель. Например, договорится о поставке ингредиента или услуги. Добился — хорошо, не добился – плохо, значит что-то не  продумал, значит ищи выход и решение, и опять с начала.

 

Из минусов я выделю — бюрократию и незнание законов. Незнание законов важный аспект в современной России. Законов много, со многими поправками и многими неясностями. Задаешь вопрос и получаешь множество ответов, причем они все юридически обоснованны и грамотны, и порой противоречат друг другу. Полное отсутствие так называемых профильных циркуляров меня, конечно, озадачивает. Ведь если мы занимаемся производством продуктов питания, то было бы неплохо получать из официальных источников те или иные изменения в законодательстве и в практике по отрасли. А так… приходится самим преодолевать этот барьер, но ведь мы не юристы, а производственники. Ну не могут все быть юристами.

 

В Греции было плохо, стало еще хуже. От себя скажу так: раньше все было поделено, теперь все истреблено. Греция, страна которую перед «спасением»  Европейским союзом и Европейским Центробанком внешний долг составлял 125 млрд евро, а после неоднократных якобы «спасений» повысился как минимум до 320 млрд. Грецию можно смело называть «успешной» колонией.  И это касается, конечно, не только Греции, но и всей южной Европы. И в этом направлении можно ожидать только плохих новостей.

 

Малый бизнес предполагает, что надо иметь стартовый капитал, не очень занятую нишу и, самое главное,  много работать самому. Как Вы считаете  какой, в среднем,  надо иметь стартовый капитал  и какая возможна отдача? Для Москвы и для окраин. Очень часто люди прикидывают, сколько надо вложить, чтобы потом ежемесячно отбивать часть вложенного и что бы еще на семью оставалось. И приходят к выводу, что проще работать на государство или хозяина.

 

Христос Кесидис: И правильно решают. Ведь работать на кого-то проще. Не надо думать, перетруждаться. Правда, приходится довольствоваться зачастую малым, но это уже обратная сторона медали. Но не все довольны такой жизнью, поэтому и есть предпринимательство.

 

Насчет капитала сложно ответить, ведь бизнес может быть разный. Парикмахерскую можно открыть за миллион рублей, а торговать семечками за углом хватит и 100 р.

 

Я отмечу в Вашем вопросе слова «Для Москвы и для окраин». Вы подсказали следующее: из за несоразмерной разницы в расходах бизнес развивается от края к центру. А центр очень дорогой в Москве и, следовательно, ошибок в расчетах не прощает. Если это розничные продажи, то многие компании начинают с ближнего Подмосковья. И после того как переболеют всеми, так называемыми, детскими болезнями (финансирование, логистика, непрерывность поставок, кадровые проблемы), стремятся к центру Москвы, и это логично

-Каков ассортимент Вашей продукции и на какие социальные уровни потребителя он рассчитан? Какова география распространения Вашей продукции?

 

Христос Кесидис: Выбирая путь, выбери самый сложный — на нём меньше конкурентов. Так получилось, что у нашей компании 100% импортозамещающий ассортимент.

 

Начинали производство в 2003 году, это было производство лимонных приправ — уникальное производство и единственный производитель в стране, в 2005 наладили производство уксусов. Хочу отметить, что мы делали их из натурального вина,  создали  уникальное производство и были единственными производителями этого продукта в стране. В 2011 году добавили еще хлебобулочную группу, молочную группу в 2015. Наша продукция не имеет аналогов в Российской Федерации. Также у нас есть производственная площадка в Смоленской области. Продукция же реализуется по всей России.

Ad 3
Advertisements

 

Если до 2015 года цена не имела значения для Российского потребителя, то теперь другое время, цена на 30% является основным фактором при покупке товара. Мы с нашим производством стали востребованы в сетевом ритейле и у потребителей. Ценовой сегмент от среднего и ниже, а порой и самый низкий, ведь в России нет другого производителя натуральных уксусов, есть всё, кроме натуральных, сделанных из вина. Мы продаем винный уксус по цене 1/3 импортных, это важно.

 

Также сыр Фета и Халлуми — они попали под эмбарго, аналогов им на сегодня нет. Мы же соблюдаем весь двухмесячный цикл производства, и при этом не ставим заоблачный ценник на выдержанную продукцию, как это делают многие начинающие и не начинающие производители, стремясь стать федеральным поставщиком.

-Как происходит реализация Вашей продукции? Напрямую продавцам, через оптовые компании или у Вас есть один торговый дом который занимается распространением Вашей продукции?

 

Христос Кесидис: У нас федеральные контракты, и 4 дистрибьютора по всей России. Продажи постоянные и систематичные. Стихийных или так называемых spot sales у нас нет.  Также развиваем формат Shop-In-Shop под брендом Greek Gourmet, этим занимается супруга. Стоим в таких знатных местах Москвы как, например,  на Даниловском рынке. Там проводим ежедневный мониторинг спроса и предложения, отзывы о продукции. Мы называем проект Greek Gourmet боевым фронтом и оттуда ждем серьезные вести.

 

-Не секрет, что торговые сети перекладывают свои расходы на плечи производителей, вытягивая от производителей оплату за «входящие договора», за «полки», за график поставки, за введение нового ассортимента и т.п. Сталкиваетесь ли Вы с такими проблемами и каково Ваше мнение о таких отношениях производитель-продавец?

 

Христос Кесидис: О!… Это больная тема. Это разговор мясника с коровой, то ли зарезать, то ли подоить. У нас всё, как у всех людей в России. К сожалению, это большая и больная проблема. Как говорится, тут все тренды новолиберальной политики или у сильного всегда слабый  виноват.

 

Дело не в том, что сети  накладывают свои расходы на производителей. Они  максимизируют свою прибыль таким образом, ведь фраза «Вас много, а мы такие большие» звучит постоянно … ну кто в теме понимает.

 

С 2017 года принят  новый торговый закон, который не позволяет федеральным сетям, как бы, выставлять бонусы и акции. И, соответственно, плату на «организацию» таких. Но, тем не менее, остались лазейки в виде штрафов и других «услуг», которые скрыто существуют, а финансовая нагрузка ложится на производителя. Мы-то в переговорных сессиях 2017 года снизили цену на отгружаемую продукцию.

 

Эта тема снова поднимается и думаю, что ее «рыночными» рычагами не решить, только законодательно.

 

-Что в России Вам мешает работать в бизнесе? То есть, существуют ли такие моменты, которые вам хотелось бы изменить на законодательном уровне? Это налоги, коррупция или что — то еще?

 

Христос Кесидис: С налогами все строже и прогрессивнее, к сожалению,  потому, что их надо зарабатывать и платить. С другой стороны — к счастью, потому что хочется верить, что это залог государственности, это развитие социальных программ, это школы, спортивные сооружения, здравоохранение, пенсионный фонд и многое важное для страны. Производство не торговля, никуда не убежишь, поэтому к этому вопросу надо подходить со всей ответственностью и перед государством, и перед людьми.

 

Со стороны местных администраций и местных властей всегда есть понимание. И если не помогают, то по крайне мере, не мешают. Конечно, проходим всевозможные проверки, но, тем не менее, Бог миловал…

 

Я упоминал выше, что очень не хватает отраслевой информации, подсказок ответственных чиновников.

Например, у нас есть своё стадо коз, делаем йогурты с козьим молоком, но нет никакой поддержки со стороны ветслужбы, прививки сделали сами в этом году, нет зоотехников, нет никакой информационной поддержки. Приходится все решать самим, с помощью интернета, что не совсем правильно, ведь специалистов осталось мало, и взять неоткуда. Мы рады расти и работать на этой земле, но это очень сложно.

 

Если говорить о сельском хозяйстве, о знании, о профессиональной  поддержке, то в Европе и подскажут, и покажут как это делается. А тут все практически утеряно, все стали юристами и финансистами, а кормить правильно скотину, честно скажу, некому.

 

-Христос, из того, что Вы производите, что Вы любите больше всего? Какой производимый продукт Вам самый близок к сердцу?

 

Христос Кесидис: Безусловно сыр Фета. Для производства Феты нужны знания, выдержка и традиции, эти три качества исповедую и по жизни. Фета это Греция, Фета это праздник, Фета это история. Да, это всё сыр Фета.

http://politus.ru

Loading