Бизнесмен, антикризисный менеджер и просто волшебник — все это о фермере Томасе Ходже, который родной Шотландии предпочел Ставропольскую глубинку. Думал, что приехал ненадолго, но остался и сделал из вымирающего села процветающее. И все потому, что влюбился в края, которые называет «раем для аграриев»…

Он живет и говорит по-русски, встречает по-прежнему по-английски. Привычка, отмечает Томас Ходж и предлагает кружку черного чая, а после показывает свой кабинет. На стенах – портреты российского президента, английской королевы и бывшего генсека Андропова (Ставрополье – его малая родина).

Шотландец приехал на Ставрополье в качестве антикризисного менеджера на время. Но вверенное хозяйство показалось Томасу таким похожим на его семейную ферму, плюс живописные пейзажи российской глубинки, и он решил остаться. Надеется — навсегда. Сделал из убыточного агропредприятия прибыльное. За два года вдвое поднял работникам зарплату, купил новые тракторы.

Никаких особых секретов агропрорыва, говорит Томас, нет. Просто дисциплина (у него повсюду камеры), люди, которые любят землю, и земля, которую так полюбил он сам.

«Земля во много раз богаче чем у нас в Шотландии», — говорит Томас Ходж.

Английский акцент при произношении русских слов выдает в нем иностранца. Но Томас работает и над этим. На книжной полке – еще Диккенс, а в телефоне – уже Пушкин. Читает вслух: «Мороз и солнце, день чудесный…»

Пока директор шлифует слова русские, его сотрудники зубрят английские. Когда бы еще местные агрономы так говорили об урожае? «Мейс, санфлауэр, вит…» — это кукуруза, подсолнечник и пшеница.

Ad 3
Advertisements

Сейчас крестьяне учат и другие слова: шотландец планирует вырастить фруктовый сад и построить молочную ферму. Санкции, считает, оказались очень кстати.

«Это помогает сильно, потому что зачем, я не против никакой страна, но зачем народ в России покупать яблок из Польши? Лучше покупать яблок из Россия. Так же — за молочный продукт», — говорит Томас Ходж.

С полей Томас возвращается в село. Мимо дома культуры (его отремонтировали за счет прибыли предприятия, которым он управляет), школы, в которой теперь есть актовый зал, и амбулатории, которой хозяйство подарило новую машину скорой и кардиограф. На диагностику стали приезжать люди из соседних, более крупных сел.

«С Курсавки приезжают, говорят, можно мы у вас его заберем?» — смеется медсестра Наталья Карякина.

А это – его дом. Одноэтажный. Мечта шотландца – жить здесь, в ставропольском селе. Жить – как все. Единственное, говорит, что будет отличать его дом от остальных – огород.

«Будет английский сад. Но сейчас не надо смотреть, это русский сад, в этот момент. Но будет английский сад», — говорит Томас Ходж.

Анна Курбатова.
https://www.1tv.ru

Loading