Что такое фермер в представлении обывателя? Это крестьянин, выросший в деревне, с детства приученный к нелегкому сельскому труду, умело управляющийся со скотом, сельхозтехникой. По большому счету, так зачастую и бывает.  Здесь же — иная история, глава семейства Бейбола  Пириев много лет занимался торговлей мясом, держал свою точку на Белом Яру. Сына Элмаддина торговля не прельщала — он решил стать юристом.  Окончил ТюмГУ, работал судебным приставом, в свободное время помогал отцу в его коммерции. Источник: https://ugra-news.ru
— К нам на реализацию везли мясо отовсюду: и частники, и фермеры, причем не только из Сургутского района, но и из соседнего — Нефтеюганского, — вспоминает Элмаддин, которого все на русский манер называют Эдуардом.  — Мы также выезжали за товаром к фермерам, и каждый раз, встречаясь с ними, я задавал один и тот же вопрос: зачем вам эта головная боль? Это адски тяжелый труд, у вас ни выходных, ни праздников, всю жизнь в навозе. Зачем?!


— Но теперь вы и сами фермер, вам-то зачем это нужно? Разве «купи-продай» не проще? 
— Мне этот вопрос ваши коллеги задают постоянно, — смеется Эдуард. — И я не знаю, что ответить.  Фермерство — это философия, состояние души, образ жизни… Я в съемном жилье пять лет, не могу приобрести квартиру, все вкладываю в этот комплекс. И понимаю — я это дело никогда не брошу, это моя жизнь. И потом, кто-то ведь должен в нашей стране поднимать сельское хозяйство. Не всем же сидеть в офисе, передвигать бумажки и питаться всякой заграничной гэмэошной дрянью. Можно же вырастить свое натуральное, у себя. 
Фермерское дело действительно тяжело вести, но только в случае, если оно неграмотно организовано.  Либо, если средств недостаточно, приходится вести его примитивным способом, который требует тяжелого физического труда.
Пириевы в таком режиме работали первые два-три года.  
Выкупив часть территории и административное здание подсобного хозяйства завода, новоявленные фермеры, засучив рукава, принялись расчищать руины некогда процветавшего сельхозпредприятия. Вручную таскали на тележках навоз, раздавали корма, поили скот, убирали помещения. Полностью реконструировали старые постройки.
Прошло пять лет. Сегодня бывшее подсобное хозяйство ЗСК представляет собой современный изолированный свиноводческий комплекс, рассчитанный на три тысячи голов. И это единственное хозяйство в округе, где используют искусственное осеменение свиней. 
Перед запуском работы комплекса или при совершенствовании подходов к воспроизводству свиней всегда возникает ряд вопросов: «С чего начать? Как организовать работу лаборатории искусственного осеменения? Каким оборудованием ее укомплектовать?».
Столкнулся с этими вопросами и герой нашего материала.  Производство свинины — дело интересное, но, в первую очередь, выгодное, однако успеха достигает только тот специалист, который знает биологические особенности животного, его потребности и возможности.
— Пришлось учиться, перенимать опыт у ведущих хозяйств, — продолжает Эдуард. — Ознакомился с работой свиноводческого комплекса «Мичуринский» в Тюмени. Ездил в Дюссельдорфский сельскохозяйственный образовательный центр. Там разрабатываются универсальные современные технологии содержания животных. Если честно, они ничем не отличаются от тех, что мы применяем у себя, с той лишь разницей, что там сейчас стремятся уйти от практики станкового содержания. 

Свинокомплекс — это не «Шанель» 

В хозяйстве Пириевых животные находятся на станковом содержании. Благодаря высокой степени защищенности, в производстве запрещены всевозможные антибиотики и искусственные добавки, то есть здесь производят экологически чистый продукт. 
Нам по традиции устроили экскурсию по предприятию. Чтобы попасть внутрь комплекса, пришлось пройти через санпропускник, облачиться в одноразовые комбинезоны с капюшонами и надеть бахилы.
Знакомство началось со святая святых — лаборатории искусственного осеменения. Стерильная чистота, соответствующее оборудование, специальные алюминевые емкости, наполненные жидким азотом, микроскоп.
— Для естественного метода максимальный приплод от одного самца — не более одной тысячи поросят от сорока-пятидесяти свиней в год. С тем же количеством спермы при искусственном осеменении можно получить до десяти тысяч поросят от восьмисот свиней, — отмечает ветеринарный врач Ксения Лисовцова. — Искуственное осеменение хорошо еще и тем, что мы экономим на хряках, оно также позволяет избегать травм и инфекций при спаривании свиней. А главное, мы таким образом сохраняем чистоту породы, так как отслеживаем весь процесс. В комплексе сегодня содержатся две основные породы свиней: ландрасы и дюроки.  
В комплексе созданы все необходимые бытовые условия: подведена система водоснабжения и водоотведения, установлены промышленные фильтры очистки воды, есть даже небольшая прачечная. Конечно, агрессивная среда все равно существует, поэтому моют и дезинфицируют помещения здесь ежедневно. Сегодня на ферме трудятся шесть человек, включая ветеринарного врача.

 

— У нас на каждом отделении работает один человек, этого достаточно, так как все процессы автоматизированы.  Есть ночной сторож, он проводит обход комплекса, в экстренных случаях вызывает меня, — рассказала Ксения. — Также у нас имеются два бункера для хранения кормов, кормосмесители, на каждую голову предусмотрена индивидуальная дозировка, которую можно регулировать.  Сегодня у нас два откормочных бокса, но в дальнейшем планируем построить отдельный откормочный комплекс. Территория, как видите, позволяет.

Любую ферму характеризует специфический запах. Что скрывать, от свиней отнюдь не «Шанелью» пахнет.


Все зависит от человека

Судя по всему, глава семейства Бейбола  Пириев — «серый кардинал» предприятия. Мужчина хоть и говорит, что отошел от всех дел и передал бразды правления сыну, из фермы тем не менее не вылезает.  Нас он встретил в весьма скромном облачении, явно не предназначенном для официальных встреч. Типично деревенский мужичок в затрапезной одежке, в которой крестьяне управляются по хозяйству. Обычный скромный труженик, не чурающийся никакой работы.  
— Когда мы влезли в это хозяйство, сын еще работал судебным приставом, — рассказывает глава семейства. —  Мы и его привлекли. И, знаете, дела мало-помалу пошли. Поначалу у нас были не только свиньи, мы закупили сто дойных коров, но с этим  как-то не сложилось. Потеряли немало денег, и решили сконцентрироваться на производстве мяса, прежде всего, на свиноводстве. Сегодня у нас бычки на передержке, постепенно развиваем птицеводство: куры, гуси, утки, индейки. Уже сейчас у нас есть на продажу мясо птицы, в дальнейшем планируем поставить это дело на поток. В этом году построили инкубатор, к концу года будем вводить его в эксплуатацию. Работы хватает, много средств уходит на строительство, в кредиты залезли, но жаловаться грех. Мы работаем на хозяйство, а хозяйство кормит нас.  
Одну из крупных статей расходов производственных предприятий составляют расходы на энергоносители.  Для фермеров это самый острый вопрос. Увеличение затрат на коммунальные платежи происходит ежегодно и весьма ощутимо. Ведь хозяйство работает в круглосуточном режиме и очень много тратит на систему вентиляции, отопление, соблюдение экологических норм. Кроме того, хозяйство Пириева классифицируется как промышленное предприятие, а потому расчет с поставщиком электроэнергии производится по одноставочному тарифу.  
— Мы платим за электричество огромные деньги, —  признается Бейбола  Пириев. —  Прошлая зима была очень холодной, и нам пришлось включать тепловые пушки, чтобы не заморозить приплод и молочных поросят.  Это влетело в копеечку, мы едва свели концы с концами.
Сейчас вся надежда фермеров на газификацию, которая позволит значительно снизить расходы на электроэнергию, все-таки газ — пока дешевое топливо. Впрочем, жаловаться Пириевы не привыкли. Проблему надо решать, считают они, а не искать причины и виноватых.
— Все зависит от человека — как он будет настроен, так и будут идти дела, — уверен Пириев-старший. —  Если видеть во всем негатив, то и результат будет соответственный, а если ты излучаешь свет и добро, позитивную энергетику, если ты уверен в себе, то все получится.
Автор: Галина Батищева.  
 

Loading