Как отражаются посты на нашем здоровье? Каков оптимальный рацион питания современного человека, живущего в городе? Может ли верующий человек быть примером социального активного и здорового образа жизни? На эти и другие вопросы корреспонденту «Интерфакс-Религия» Александру Рудакову отвечает эконом Свято-Данилова монастыря Москвы игумен Иннокентий (Ольховой).

— Отец Иннокентий, будучи экономом монастыря, вы руководите сельскохозяйственными работами, ведаете вопросами земледелия. Какова, на ваш взгляд, оптимальная модель рациона питания современного человека ХХI века, живущего в городе? Чем, в идеале, должен питаться человек?

— Конечно, в идеале хорошо питаться той пищей, которая выращена без химикатов и без генной инженерии, хотя нас и убеждают в том, что она абсолютно безопасна. Скажу свое личное мнение: я отношусь к ГМО-продукции настороженно. Когда человек пытается изменить то, что создал Бог, это может привести к непредсказуемым последствиям. Каков будет результат — мы не можем знать сейчас, эти технологии появились относительно недавно. Поэтому, если есть возможность, лучше питаться продуктами, выращенными в естественных, а не искусственных условиях.

На мой взгляд, у традиционного сельского хозяйства есть много преимуществ. Известно, к примеру, что у коровы, у которой есть имя, по которому к ней обращается доярка, качество молока выше в сравнении с машинным доением. Есть множество примеров того, что больше всего пользы приносит та продукция, которая изготовлена традиционными методами.

К сожалению, в городах найти ее часто бывает сложно. Если в деревнях у людей есть возможность пить молоко «из-под коровы», собирать яйца домашних, а не инкубаторских несушек, то городские жители вынуждены довольствоваться продуктами, полученными промышленным способом. Часто это не только сомнительно с точки зрения здорового образа жизни, но и просто невкусно. Особенно овощи, выращенные на гидропонике, в искусственной среде с помощью питательных растворов.

К сожалению, горожане становятся заложниками огромных сетей. Конкурировать с ними продукция, выращенная вручную, чаще всего не может. Вроде бы есть вариант — колхозные рынки, но туда часто попадают продукты с тех же самых овощных баз, что обслуживают сетевые магазины. Продукция частного производства практически вытеснена из городов.

— Но есть еще и продукция монастырских хозяйств. Можно ли ее приобрести, к примеру, в лавках Данилова монастыря?

— Да, конечно. На территории монастыря мы продаем продукцию своих хозяйств, где всё выращивается вручную, традиционным способом — огурцы, помидоры, зелень. Продаем свои сыр, творог и молоко, другие продукты. Приглашаем все попробовать всех, кто еще не пробовал. Милости просим!

— А чем продукция монастырских хозяйств отличается от модной сегодня продукции фермерской?

— Мы выращиваем продукцию с молитвой, и есть люди, для которых это имеет значение, это важно. С чисто механической точки зрения, если речь идет о технологиях, наша продукция от фермерской ничем не отличается. Если, конечно, речь идет о настоящих фермерах… Ведь часто бывает так, что «фермерский» — это просто название, а на самом деле все автоматизировано и поставлено на конвейер.

— Недавно я услышал, что в Эфиопии священники изготавливают просфоры только из национальных древних сортов пшеницы, тем самым помогая сохранить их от вытеснения западными сортами, которые, конечно же, генетически модифицированы. Известно, что Эфиопское нагорье — это один из древнейших центров культивации растений. Как вы думаете, можно ли сказать, что практика сохранения древнего биоразнообразия растений имеет духовный смысл?

— Мы тоже столкнулись с тем, что наш российский семенной фонд сильно пострадал в годы развала сельского хозяйства. Мы потеряли очень много семенных сортов, а сейчас вынуждены закупать семена за границей. Скажем, пивоваренный ячмень, всеми сортами которого сейчас пользуются сельхозпроизводители, является немецким или голландским. Чаще всего встречаются немецкие сорта. Почему? Потому что все заводы имеют немецкое оборудование, а оно «заточено» под их сорта, с определенным содержанием белка и другими особенностями. Соответственно, наше зерно для них не подходит, и семенной фонд пропадает.

К счастью, стратегические культуры — рожь и пшеница — у нас сохранились, и очень хорошего качества. Наше зерно мы экспортируем за границу, и оно вполне конкурентоспособное. Сохранились не только старые сорта, но и структуры, которые занимаются разработкой новых сортов пшеницы. Мы тоже участвуем в этом процессе: получаем семена высокой репродукции, чтобы сеять уже качественную пшеницу.

В Рязанской области, где находится наше хозяйство, также имеется институт, который занимается выведением новых сортов. Таким образом, у нас все свое, здесь мы не зависим от иностранных поставок. Эти прекрасные сорта имеют хорошее качество, хлебопекарная мука из них получается замечательная. И просфоры мы печем, конечно же, только из своей муки.

— А какие продукты чаще всего покупают в монастырских лавках?

Ad 3
Advertisements

— Все с удовольствием покупают творог, сыр сметану, масло, молоко. Берут с удовольствием, разбирают прямо влёт. У нас даже этого не хватает. То есть мы не можем столько произвести, сколько необходимо. Мед с пасек также пользуется спросом.

— Каков срок хранения вашей продукции? Она же вся живая, без консервантов…

— Да, совсем без консервантов, вся продукция скоропортящаяся. Надо съесть всё быстро, иначе испортится. С другой стороны, у хороших хозяек ничто не пропадает. Из молока получается простокваша, ее тоже можно как-то употребить, напечь блины. Масло хранится недолго, потому что оно совершенно без консервантов. Топлёное масло хранится гораздо дольше, оно хоть и не такое вкусное, но его также можно добавить в кашу. Творог хранится дольше, а еще дольше — сыр.

— Какие продукты, на ваш взгляд, самые-самые полезные?

— Никогда об этом не задумывался… Но если питаться в соответствии с церковным календарем, соблюдая посты, то, наверное, полезно все. Я обхожусь без мяса более двадцати лет и совершенно от этого не страдаю. Обычная наша пища, и даже с учётом постов, позволяет сохранять вполне нормальную физическую форму. Может быть, не для Олимпийских игр, но для тяжёлых погружений на большие глубины или для походов в горы, на Эльбрус, что требует хорошей физической формы, вполне достаточно нашего монастырского питания. Это рыба, растительные продукты, молочные продукты, в которых также много белка. Этого вполне достаточно, чтобы поддерживать хорошую физическую форму, достаточную для любой нормальной деятельности. Если вы не профессиональный спортсмен, который вынужден переносить большие физические нагрузки, если вы не заняты тяжёлым физическим трудом, вполне возможно обойтись без мяса совсем, используя лишь белки растительного происхождения. В посты особую роль играют грибы и ягоды, овощи и соления. Вот, кстати, квашеная капуста — это замечательный продукт. По количеству витаминов он входит в число самых полезных продуктов в мире. Но, опять же, им тоже не стоит увлекаться, поскольку он достаточно тяжёлый для пищеварения. Всё нужно чередовать, употребляя в меру. Часто приходится слышать, что, мол, надо совсем отказаться от хлеба. Там лишние калории — человек полнеет. Но в итоге из-за отказа от хлеба у человека портится настроение, он становится раздражительным. От хлеба у человека повышается тонус, жизнерадостность, зачем от него полностью отказываться? Думаю, бездрожжевой хлеб очень полезен.

— Современный человек, особенно горожанин, ведет сидячий образ жизни, сидит в офисе, не занимаясь физическим трудом. Но голодать он тоже не может — ищет такую пищу, которая повышала бы настроение.

— Есть сахар, который дает впрыск глюкозы, что на короткое время повышает настроение. Но это опасная вещь, потому что большое количество сахара организм переварить не может. Он откладывается в жиры или начинаются какие-то более серьезные проблемы. Но вот маленькая шоколадка, наверное, никогда не повредит.

Вспоминается, что святой преподобный Серафим Саровский заповедовал дивеевским сестрам носить в кармашке сухарики — «от уныния». Сухарик от уныния, по совету преподобного Серафима, реально помогает. Если это настоящий сухарик, засушенный кусочек хлеба, приготовленный без масла… Вроде кусочек маленький сухарика, а тоже поднимает настроение. А если вспомнить, что это завет святого преподобного Серафима, то получается ещё и духовный фундамент. Конечно же, если вкушать их в меру (в кармашке ведь много не унесешь).

— В Дивеевской хронике есть еще история о том, как святой преподобный Серафим Саровский, полностью удалившись от людей на три года, питался исключительность снытью. Полезно ли это растение современным людям?

— Пытаться буквально копировать подвиги святого преподобного Серафима Саровского я бы никому не советовал… А что касается использования сныти в пищу, то отношение может быть только позитивным. Мы же едим щавель, едим крапиву, с удовольствием делаем из них супы. Сныть также очень богата витаминами. Сныть, щавель, крапива — традиционные русские растения, которые произрастают в наших лесах. Конечно же, они могут быть для нас здоровой, доступной и бесплатной пищей. Естественно, нужны желание, воля, нужно себя немножко понудить, чтобы собрать их, потому что сныть не продается в супермаркетах.

— Могут ли посты в их материальном, вещественном измерении, касающемся воздержания от употребления тех или иных продуктов, служить оздоровлению человека? Разумна ли такая постановка вопроса?

— Считаю, что да, разумна. Пост ограничивает употребление пищи, насыщенной холестерином, белковую пищу животного происхождения. Естественно, это полезно. Посты, установленные Церковью, в принципе вполне посильны всем людям. Они приносят пользу человеку, как духовную, так и телесную. Они не умаляют наших сил. Есть прекрасный пример пророка Даниила, который ел растительную пищу и, тем не менее, был и сильным, и здоровым. С другой стороны, если мы на себя накладываем какие-то дополнительные «вериги», духовные или телесные, то это может принести большой вред.

http://www.interfax-religion.ru

Loading