Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка (РСХБ) описал, какие тенденции могут стать ключевыми на фоне глобальных вызовов, среди которых пандемия COVID-19. Одна из таких тенденций – дезурбанизация. В РСХБ прогнозируют, что в России в течение нескольких лет 2–3 млн человек могут вернуться в сельскую местность. Источник: http://www.ng.ru

 

 

«И это только с учетом имеющейся инфраструктуры. Если же принимать в расчет дальнейшее инфраструктурное развитие и более длительные сроки, то российское село обладает практически неограниченным потенциалом для возвращения населения», – сообщили аналитики.

 

 

«Мы предполагаем, что в ближайшей перспективе может начаться процесс дезурбанизации: существенно возрастет мотивация к переезду в сельскую местность, где привычный уклад жизни гораздо более устойчив, чем в городе. С завершением турбулентного периода у людей появится больше желания и возможностей для переезда в сельскую местность. При этом само село не только останется местом производства пищевой продукции – будет возрастать его рекреационная и туристическая функции», – пояснил руководитель Центра отраслевой экспертизы РСХБ Андрей Дальнов.

 

 

Высокий спрос горожан на приобретение жилья в сельской местности фиксируется уже сейчас. По мнению аналитиков, стремление горожан к переезду в село и деревню пока носит локальный характер, «однако после окончания периода потрясений в экономике специалисты отмечают, что может возникнуть тренд на переселение в сельскую местность».

 

 

Как ранее сообщали ученые, «в перспективе города, достигнув максимума в своем развитии, начнут «переливаться через край», выталкивая свое население во внегородские пространства». «Это во многом зависит от прогресса технологий, которые позволят людям работать, не проживая в городе», – пояснял завкафедрой общей социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Никита Покровский на портале IQ.hse.ru.

 

 

При этом исследователь указывал на такой парадокс: «Сельскохозяйственные производства в современных условиях, прежде всего в России, уходят из сельской местности». «Страну в основном кормят огромные агрохолдинги, работающие на юге страны и в черноземных зонах. Агрохолдингам, предельно механизированным, нужен минимум рабочей силы и им фактически не нужны сельские поселения в их традиционном виде», – считает эксперт.

Ad 3
Advertisements

 

 

«Иными словами, в современном мире «село» и «сельское хозяйство» теряют логическую связь и взаимозависимость. Отсюда и процесс депопуляции сельских территорий, запустение, смерть деревень и малых городов», – отмечал Покровский.

 

 

В то же время на фоне негативных последствий пандемии некоторые региональные власти уже предлагают лишившимся работы горожанам переезжать в села на работу. Например,  о такой инициативе сообщили в Томской области. «Мы готовы подставить плечо и предложить трудоустройство в наших хозяйствах. На селе рабочие руки нужны всегда – аграрии трудятся в любых условиях, чтобы на столе у наших земляков всегда были хлеб, молоко, мясо, овощи», – говорится в обращении, которое подписали 19 предприятий региона.

 

 

Вице-губернатор Андрей Кнорр даже уточнил, что многие аграрии готовы предоставить жилье, обучить сельским профессиям. По его словам, «это может стать антикризисной мерой не только для томичей, лишившихся дохода, но и для хозяйств, где традиционно есть дефицит кадров».

 

 

В обращении перечислены востребованные в хозяйствах специальности: ветеринарный врач, фельдшер, механизатор, оператор по уходу за животными, агроном, овощевод, зоотехник, тракторист-машинист, инженер, бухгалтер, сварщик, водитель и др.

 

 

Между тем, как показывает пример нескольких сел Рязанской области, сельская жизнь может сильно отличаться от идиллии: во-первых, местные жители точно так же, как и в больших городах, не защищены от заражения; во-вторых, села тоже могут подвергаться карантинным ограничениям со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Loading