Юрий Шевчук (1957) – человек-эпоха, рок-музыкант, автор песен, которые  знают несколько  поколений («Что такое Осень», «Родина»). Он — продюсер, актёр и художник.

 

Немногие знают, что Юрий  родился в поселке Ягодное Магаданской области. Несмотря на привлекательное название, это Колыма – земля насилия, через лагеря которой прошло около миллиона человек с 1932-го по 1956-й, 120 тысяч в них умерли, 8 тысяч были расстреляны.

 

Шевчук родился, как говорится, на стыке эпох,  когда отголоски репрессий еще были ярки в памяти народа, живущего в тех местах. Сопки, сопки, поросшие чахлыми лиственницами…

 

Для Юрия это был заповедный край детства, где он с дедом копал картошку, спал в чистом поле. Несмотря на то, что Ягодное — край каторжан, здесь тогда царил дух колымского братства, где никто не запирал квартиры. «Очень дружно жили. Праздники отмечали все вместе».

 

Недавно Шевчук признался в интервью «Комсомолке», что его тянет подальше от шумных городов. И, «когда становится невыносимо», он сбегает в деревню.

 

Сейчас в Ягодном живут 3.5 тысячи человек. Каждый год населения становится все меньше. В прошлом году поселок покинули еще 213 человек. Неудивительно — работать негде, а в магазинах – жуткая дороговизна. «Тысяча рублей — это, можно сказать, с пустым пакетом вышел», — сетует местный житель.

 

Именно это забытое богом местечко – родина знаменитых рок-музыкантов: Дианы Арбениной, Ольги Першиной, и — отчий дом Шевчука. Правда, местный житель Саша поведал корреспонденту Новой Газеты Никите Гирину что, оказывается, Шевчук жил не в самом Ягодном, а на прииске имени Горького, которого уже нет на карте. «Артель выкупила землю, снесла дома и всё перемыла. У Ягодного, наверное, такое же будущее», — делится своими опасениями Саша.

 

Колымские геймеры прозвали брошенные поселки «сайлент хиллами» (туманный город из фильма ужасов). Возможно, все не так плохо. Ягодное еще живо: окна горят. Есть ДК. Кинотеатр, спорткомплекс и даже храм. Интересно, что храм находится в знании, где раньше был поселковый совет, так что замысловатой архитектурой не впечатляет.

 

Его родословная

 

В одной из песен Шевчук поет: «Я татарин на лицо, да с фамилией хохляцкой…».

Оказывается, папа Шевчука – Юлиан Шевчук (1924—2013) – украинец из казачьего рода, а мама — Фания Гареева (1925 г.р.) – татарка.

 

Прадед по отцу служил на русско–польской границе. В местной церкви был батюшка, который любил редкие имена: деда Юрия он окрестил Сосфеном, а когда у того также родился сын, то тот получил имя — Юлиан. В 1937 году Сосфен был расстрелян за службу в царской армии.

 

Репрессиям подверглась и семья мамы Юрия Шевчука. Ее папа Акрам был правоверным мусульманином, а прадед Амударис муллой. В 1937 году Амударис был репрессирован за непринятие советской власти, и тогда Акрам, испугавшись репрессий, уехал в Сибирь, сказав напоследок: «Из Сибири уже никуда не сошлют». Его жена взяла дочь (маму Юрия Шевчука), четырех сыновей и поехала за ним, как говорится «куда глаза глядят». Она его разыскала на золотых приисках в Бодайбо прилично поддатым и тот, вместо поцелуя, получил удар в челюсть со словами: «Где ж тебя носит, шайтан?!». Вот так они и обосновались в Сибири, где выросла мама Юрия Шевчука Фания Акрамовна.

 

Когда началась война, отец Юрия восемнадцатилетним юношей пошёл на фронт. Служил в танковых войсках, был разведчиком и комсоргом полка, получал ранения, победу встретил в Австрии, награждён боевыми медалями и орденами. После войны начал трудовой путь в Магадане, где и встретил Фанию. Она тогда трудилась радисткой на полярной станции и весь Северный морской путь знал её позывные «Фаина». В войну ходила на судах, за что получила награду – орден «Почётный полярник».

 

«Маменькин сынок», рос молчуном

 

Фания – удивительная женщина. Она детство провела в глухой деревне в тундре, каждый день ходила в школу за 15 километров туда и обратно, а песни учила по грампластинкам, причем оперные арии, превосходно их перепевала. Очень много читала книг, рисовала, играла в деревенском самодеятельном театре.

 

Отец часто называл Юру маменькиным сынком и был недоволен, что тот не проявлял интереса к точным наукам. Он мечтал видеть сына инженером. В выходной отец рано просыпался, делал зарядку, напевая какую-нибудь бодрую песню. Потом поднимал детей, и все вместе принимались за генеральную уборку – начищали посуду, мыли полы, выносили вытрусать  половики. Надраив квартиру, после обеда все вместе отправлялись гулять, а вечером обязательно был общий семейный ужин.

 

Как признается Шевчук, именно мама Фания привила ему любовь к прекрасному. Благодаря ее влиянию он поступил учиться на художника, а потом увлекся музыкой. Правда, в раннем детстве мальчик рос молчуном и до трёх лет он вообще не говорил. Возможно, он поздно заговорил из-за того, что в Магадане в семье общались на русском, а когда его мама увозила его погостить в в Башкирию, дедушка с бабушкой говорили на татарском. Юра начинал осваивать то один язык, то другой, поэтому путался и больше молчал.

 

Жили по-разному, бывали периоды голодные, когда три дня питались только хлебом с солью и подсолнечным маслом. При этом отец был меломаном, в доме имелся магнитофон. А телевизор купили ещё в Магадане, соседи часто собирались у Шевчуков со своими табуретками  смотреть передачи.

Ad 3
Advertisements

 

Маме Юрия сейчас 92 года. Артист признался недавно, что боится мамы Фани, «боится облажаться». «Мамочка моя хорошая, она художник, она молодец», — с любовью признается он….

 

Магаданский ген

 

«У Юры с детства отчаянный, бесстрашный характер», — вспоминает его мама. Он всегда отстаивал справедливость, причем часто с кулаками. Однажды  даже вступил в неравный бой со старшеклассниками, которые в упор расстреливали из духового ружья беззащитного воробушка.

 

Оказывается, этот эпизод из раннего детства помнит и сам Шевчук. Давая интервью  в 2010, он рассказывает: «Первая моя встреча со злом произошла в раннем детстве. Тогда были в моде ружья-воздушки, и взрослые ребята стреляли в воробьев. Мне было семь лет, я увидел это бедное существо, которое здоровый парень в упор расстреливал. Я полез в драку и спас этого воробья. Меня избили страшно. Я взял воробья, он у меня жил и вскоре умер, потому что был подбит. С тех самых пор я ни в каком виде не терплю зла. Если бы я рационально поступил тогда с воробьем, я бы просто убежал оттуда, потому что у них были ружья и они были большие. Но я словно попал в другое измерение, когда бился за этого воробья. Воробей умер. Но я стал другим».

 

Потом он пел свой знаменитый хит, навеянный этими воспоминаниями детства: «Не стреляй в воробьёв, не стреляй в голубей, не стреляй просто так из рогатки своей. Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим, что без промаха бьёшь по мишеням живым».

 

 Шевчука любит и ценит интеллигенция, обожает простой народ. В 2010 году инициативная группа даже попыталась организовать сбор подписей в пользу выдвижения Шевчука в президенты, на что сам певец заявил следующее:

«Я слышал об этом (сборе подписей). Я думаю, что они все ошибаются. Страна не готова к моему президентству. Надо подождать.»

 

Это своего рода парадокс, почему очкарик (так он сам себя называет), легко воспринимаешься своим в разных сообществах, в разных ситуациях. Сам он считает, что у него есть некий «магаданский ген». Который позволил ему адаптироваться ко многим культурам, находить общий язык с разными людьми.

 

Именно магаданский ген позволил ему жить в ранней юности в Уфе (с 1970 года), в мире «со своими правилами», В то время вся Уфа была поделена на зоны влияния так называемых шишкарей, местных королей. Практиковались массовые драки, и «…отсидеться было нельзя: если бросали клич, надо было выбегать из квартиры и идти драться. Иначе – трус».

 

В своих песнях Шевчук призывает к отказу от насилия, предлагает  быть нравственными, преодолевать ненависть. Он  один из немногих в нашем щоу-бизнесе, позволяющих себе не соглашаться с властью. С середины 2000-х участвовал в российском оппозиционном движении, ездил с концертами в Чечню… Эта поездка тогда очень сильно на него повлияла, и на долгое время он даже перестал петь.

 

Деревенское  детство, дворовая юность не прошли бесследно, и Шевчук нет – нет, да и окажется в центре скандала. Не ладит он с некоторыми представителями российского шоу-бизнеса. Возможно, еще и потому, что является противником современной российской популярной музыки, считая её бездуховной.

 

Были у него конфликты с Филиппом Киркоровым, с Газмановым, с Кинчевым. Несмотря на конфликты с братьями по цеху, Шевчук старается избегать затяжных скандалов. Одна из его любимых поговорок: «Умные обсуждают идеи, а глупые – соседей. Хотя каюсь, иногда меня заносит».

 

Шевчук и Путин

 

В 2010 году на встрече артистов в Михайловском театре Санкт-Петербурга с Путиным, бывшим тогда премьер-министром, Шевчук спросил, немало не смущаясь: «Есть ли у Вас в планах действительно серьёзная, искренняя, честная либерализация, демократизация настоящей страны?».

 

Несмотря на сочувствие к оппозиционерам, Шевчук считает, что просто он не вступает ни в какие отношения с властями. Его любимое высказывание: «Хозяин артиста – бог, а не царь». Вместе с тем он сожалеет о том, что в общество слишком аполитично, особенно артисты и музыканты.

 

«Просто цензура в мозгах, конечно, расцвела пышным цветом. Причём им даже ещё никто не угрожал, не звонил из Кремля, а они уже все боятся», — говорит Шевчук.

 

В интервью «Блумбергу» Шевчук отметил, что будущее России ему видится оптимистичным. «Мне нравится то, что происходит в нашей стране, – сказал он. – У нас появилось целое новое поколение молодых людей, которые не считают личное обогащение целью своей жизни. Они хотят оставаться в России и делать ее лучше, богаче – так, чтобы можно было гордиться своей страной».

Марина Тен.

Loading