В этом году фермерское движение на Алтае отметило 30-летний юбилей. В числе его первопроходцев был Виктор Кривошляпов из села Кособоково Шипуновского района. О том, как зарождалось одно из крупнейших ныне сельхозпредприятий, какие трудности приходится преодолевать и почему все это не зря, глава К(Ф)Х рассказал «МК на Алтае».  Источник: https://brl.mk.ru

На таких село держится: шипуновский фермер об агробизнесе и его социальной ответственности

Бригада механизаторов. Фото: Ирина Чевдарь.

— Виктор Александрович, в начале 1990-х в России мало кто понимал, что такое фермерство. Как вы решились уйти, как говорится,  на вольные хлеба?

— Наверное, у нас тогда не было другого выхода. В 1992 году местный совхоз ликвидировали. Я и еще несколько моих соратников понимали: если не будет сельхозпредприятия, значит, не станет и села, где мы родились, выросли, создавали семьи и растили детей. Объединили паи и стали работать. На первом этапе у нас было всего 780 гектаров, пара комбайнов да старенький трактор. Для развития нужна техника. Взяли кредит под огромные банковские проценты. Безусловно, сильно рисковали. Помню, нам тогда доброжелатели говорили, что с долгами рассчитываться будут еще наши внуки. Но произошла инфляция, деньги обесценились. По осени сдали два КамАЗа зерна и рассчитались. Всякое за эти годы было. В конце 1990-х годов вообще без денег сидели. Тогда вся страна в таком состоянии была. Моей жене учительнице зарплату сыром да макаронами выдавали. Выстояли, руки не опустили.

 

 

— Сколько сейчас у вас гектаров пашни?

— Больше пяти тысяч. Тогда, в 1990-х, в фермеры уходили все кому не лень. Только в нашем Кособоково было четыре КФХ. Потом одни не выдержали конкуренции и обанкротились, другие поняли, что занимаются не своим делом. Они закрывались, мы землю брали, вкладывали в ее плодородие. Сейчас можем и больше обрабатывать — техника и люди есть. Свободной пашни в нашей округе нет. Приходится довольствоваться тем, что имеем. Работаем над повышением урожайности. В этом году сезон засушливый, тем не менее урожайность порадовала. По 18 центнеров пшеницы с гектара взяли. Для нашей зоны это неплохой результат. Думали, что хуже будет. Выращиваем все культуры, пригодные для нашей территории: овес, подсолнечник, чечевицу, горох, гречиху, просо, пшеницу.

— Уже распродали все?

— Не вижу смысла в закромах держать, как говорят, до лучших времен. В следующем году цена, может, и подрастет, но ГСМ и запчасти подорожают. Сейчас надо запасаться, когда поставщики скидки дают, а не платить потом втридорога.

 

 

— А спрос в конце года есть на сельхозпродукцию?

— Много лет уже сотрудничаем с крупяным заводом сельхозпредприятия «Роса». Примерно 90 процентов урожая туда реализуем. С Юрием Юрченко у нас деловые, партнерские отношения. Бывало, он нас и деньгами выручал, когда времени на оформление кредита не было, да и цену всегда предлагает справедливую.

 

 

 

— Вы один из немногих фермеров, кто помимо полеводства занимается животноводством. Как-то неохотно ваши коллеги берутся за эту непростую отрасль…

— Да и я бы, наверное, не взялся, если бы не люди. Не все могут работать в поле на тракторе и комбайне. Ферма — дополнительные 15 рабочих мест. К слову, у нас еще есть магазин и пекарня. Три года назад закупил племенной скот мясной породы. Честно скажу, пока это направление прибыли не приносит. Только на зарплату в год уходит 1,2 млн рублей, столько же на премии. Плюс корма, лекарства, электроэнергия… А скот сдаем на 1,6–2 млн. Как видите, даже затраты не покрываем. Вот выйдем на реализацию 500 голов нетелей, тогда можно говорить о рентабельности. Но на это еще года три уйдет. Были мысли статус племрепродуктора получить, но узнав, через что для этого надо пройти, пока от идеи отказались.

Ad 3
Advertisements

 

 

 

Мне вообще порой кажется, что государство специально все усложняет, чтобы на дотациях сэкономить. Вот и с погектарными субсидиями непонятно что придумали. Лучше от них отказаться, чем кучу документов собирать и пороги чиновников обивать. Алтайский край — аграрный регион. Будут крестьяне с деньгами, будут с ними и производители сельхозтехники, поставщики запчастей, гербицидов, удобрений. И налоги будут расти, и благосостояние местных жителей. Вот о чем нужно задуматься нашей власти, а не вбухивать огромные бюджетные деньги в крупные корпорации и агрохолдинги.

— Кособоково — село небольшое, удаленное от райцентра. С кадрами проблем не испытываете?

— Людей хватает. Вот только ветврач нам нужен. И жильем обеспечим, и обустроиться поможем. А коллектив и в полеводстве, и в животноводстве добросовестный, работящий. Немало молодежи. Одна из наших главных задач — закрепить местных ребят и девчат на селе. А им что нужно? Стабильная работа, свое жилье, социальная сфера. Для сотрудников четыре дома построили, столько же квартир купили, отремонтировали. Помогаем и личное подсобное хозяйство развивать: зерноотходы и сено бесплатно даем. Кто приучен к труду, на селе в достатке живет.

 

 

 

— В начале нашей беседы вы сказали: ушел в фермеры, чтобы родное село спасти. Как считаете, справляетесь с этой задачей?

— А вы посмотрите, сколько сел опустело после того, как ликвидировали структурообразующие предприятия. Кроме стариков, никого не осталось. У нас есть клуб, школа, детский сад, ФАП. Помогаем ремонтом и деньгами. Я не ставлю это в заслугу. Это наша прямая обязанность. Мы же не чужаки, а коренные, кособоковские. Если в социальную сферу не вкладывать, все разрушится. Молодежь уедет. Кто наше дело продолжит? На самом деле не такие уж колоссальные деньги уходят на поддержание в должном порядке социалки. Больше тратим на сельхозтехнику. Поэтому не понимаю тех, кто говорит «самим туго», экономя на помощи селу. А потом жалуется, что за штурвал комбайна посадить некого, все парни разъехались в поисках лучшей доли.

 

 

 

— Были случаи, чтобы из города в Кособоково молодые люди возвращались?

— Было, и не раз. Это нормальный процесс. В городе тоже жизнь не сахар. Зарплата копеечная, цены высокие, собственное жилье не купишь. Но не попробовав — не поймешь. Конечно, молодежи цивилизации хочется: кинотеатры, кафе, развлечения. Но в этом тоже проблемы нет. У наших парней у всех машины есть. Собрались раз в месяц и выехали семьей в город развеяться. Вы, городские, тоже, наверное, не каждый день по кинотеатрам ходите? Так что своим парням советую тысячу раз подумать, чем за призрачным счастьем уезжать.

 

 

 

— Виктор Александрович, аграрии отмечают профессиональный праздник. Что пожелаете коллегам?

— Благоприятной погоды на предстоящий полеводческий сезон, стабильной экономики, дальнейшего развития. Ну и, конечно, крепкого здоровья, любви,семейного счастья и благополучия. 

 

 

Автор: Анна Камалова.

Loading