Фермеры, производящие молоко на продажу, рано или поздно задумываются над собственной переработкой молока, с целью увеличить получаемую прибыль и не зависеть от закупщиков сырья. При этом они сразу сталкиваются с двумя большими проблемами: стоимость производства и сбыт готовой продукции. Источник: http://www.enginrussia.ru

 

 

Чтобы переработка молока была выгодной, конкурентоспособной, фермеру нужно совершить несколько парадоксальный поступок — вернуться к кустарному способу производства сыра с одновременным использованием высокоэффективных технологий переработки молока. Для того чтобы успешно решить вопросы, связанные с продвижением продукции на рынок, фермерам жизненно необходимо кооперироваться на уровне производства и создать собственную торговую организацию на принципах коллективной собственности.

 

Почему фермерам выгодно произведенное молоко не продавать, а перерабатывать самим? Потому что себестоимость фермерского молока всегда выше себестоимости молока, полученного на фермах крупных сельскохозяйственных объединений. Это происходит за счет более высоких удельных затрат на производство молока-сырья и разности в производительности молочного стада.

 

Вот данные Росстата на конец 2014 года: годовой удой от одной коровы в фермерских и крестьянских хозяйствах составил 3450 кг молока, а в крупных сельскохозяйственных объединениях он составил 4841 кг молока. Это соотношение сохранится и далее, потому что крупные хозяйства обладают более высокой, по сравнению с фермерскими хозяйствами, финансовой возможностью для закупки высокопродуктивного стада и созданию условий для его содержания. Кроме того, крупные производители покупают корма, лекарства и прочие расходные материалы по крупнооптовым ценам, чем снижают удельные траты.

 

Что касается сдачи фермерами молока на сторонние предприятия, вы знаете, что крупные переработчики молока получают сырье, в основном, от крупных сельхозобъединений. Кроме того, основные игроки на рынке переработки молока, как бы государство не старалось их контролировать, всегда стремятся войти в картельное соглашение для надежного контроля рынка сырья и готовой продукции. Как следствие, они стремятся установить на рынке минимальную цену на сырье и минимально возможную отпускную цену на готовую продукцию. При этом продукция, выпускаемая ими, очень часто фальсифицирована для снижения её себестоимости. Все эти приемы дают крупным производителям возможность создавать на рынке условия для подавления нежелательной конкуренции со стороны средних и мелких производств.

 

Естественно, что мелкие производители молока вынуждены в таких условиях подчиняться ценовому диктату крупных переработчиков. Производство молока-сырья становится убыточным. Подобный подход к ценообразованию крупных игроков убивает саму идею крестьянских фермерских хозяйств.

 

Строительство крупных заводов, ориентированных исключительно на переработку фермерского молока, также невыгодно. Стоимость завода, способного переработать 10 — 15 тонн молока в сутки, будет не менее 45 — 50 млн. руб. и окупаться он будет очень долго. Сбор молока на такое предприятие будет хлопотным и затратным.

 

Затраты на сбор молока у мелких производителей и его транспортировку будут значительными, время доставки молока на завод будет длительным, радиус сбора молока неоправданно протяженным. Как следствие, с учетом затрат на строительство, комплектацию завода, производственных затрат на выпуск продукции и амортизационных расходов, производство готовой продукции будет низкорентабельным. Да и сдавать молоко на переработку, даже на «свое» предприятие, современному фермеру психологически дискомфортно.

 

Чтобы создать конкурентоспособное фермерское предприятие и не терять прибыль от добавочной стоимости, необходимо организовать переработку молока в сыр непосредственно на мощностях КФХ при минимальных финансовых вложениях в оборудование. Обучить фермеров эффективным технологиям и кооперировать их в достаточно крупное торгово-промышленное объединение при сохранении производственной самостоятельности.

 

Затрат на транспортировку и хранение молока-сырья при этом не будет вовсе, а транспортировать и хранить готовую продукцию (сыр) значительно дешевле и проще.

 

Предлагаю фермерам сделать «шаг назад» примерно на 60 — 100 лет и отказаться от современного промышленного оборудования. Объясню почему.

 

Сыр можно сварить и в кастрюле — были бы достаточные знания и навыки.   Отпускная цена предлагаемого на рынке стандартного набора оборудования, для завода мощностью 500 кг молока в день, начинается от 3,5 млн. рублей. Эта комплектация, как правило, включает в себя молокоприемное отделение, цех переработки молока (состоящий из отделения розлива молока в потребительскую тару, переработки молока в кисломолочные напитки), сыродельного отделения и маслобойки. В этот набор не входит генератор ледяной воды (промышленный холод), трубопроводы, парогенератор или водогрейный котел и установка автоматической мойки оборудования.

 

Такие траты просто не по силам подавляющему большинству фермерских хозяйств. К тому же, при переработке в сыр 500 кг молока в день, такое оборудование будет окупаться более 3-х лет. Это означает, что покупка дорогого современного оборудования вполне может привести фермерское хозяйство к банкротству, так как средства на покупку, как правило, берутся в виде банковских кредитов. Да и малопрогнозируемое сегодня будущее любого предприятия не может гарантировать успех долгосрочных вложений.

 

Если начать производство сыра кустарным методом, то стоимость оборудования для переработки в сыр 500 кг молока в сутки вполне может уложиться в сумму порядка 1 300 000 руб., что вполне по силам фермерскому хозяйству.

 

Теперь рассмотрим проблему сбыта готовой продукции. Для достижения успеха в этой области фермерам нужно решиться на другой очень важный шаг — кооперацию. Для этого нужно вспомнить, что общинное производство много веков было нерушимым принципом в российском сельском хозяйстве. Фермеры должны создать свою торгово-снабженческую организацию.

 

Принцип работы такой организации может быть следующим:

 

— Фермеры, которые одновременно являются производителями сырья и его переработчиками, образуют юридическое лицо коллективной формы собственности, которое создает торговую структуру со своей транспортной службой, хранилищами готовой продукции и торговыми площадями. Эта же структура централизованно, а значит, в больших объемах и по ценам крупного опта будет закупать фермерам корма, ветеринарные лекарства, а также необходимые расходные материалы и ингредиенты для производства сыров и кисломолочной продукции.

Ad 3
Advertisements

 

— Фермеры, для увеличения объема выпуска продукции определенного ассортимента, формируют производственные ячейки. При этом каждая ячейка производит свой продукт стандартного качества. Например: 4 хозяйства производят сыр типа швейцарского, 4 хозяйства производят сыр типа голландского, 4 хозяйства производят сыр типа чеддер. При этом внутри производственной ячейки они могут использовать для созревания сыров общую камеру созревания расположенную в одном из хозяйств.

 

— По требованию рынка, все эти производственные ячейки могут производить сыры типа сулугуни, моцарелла, свежего мягкого сыра, адыгейского сыра, а в весенне-летний период зерненый творог.

 

— Параллельно в каждом хозяйстве идет производство сливок, сметаны или сливочного масла. Сливочное масло имеет смысл производить при ежедневной переработке не менее 2000 кг молока жирностью не менее 3,6% в сыр жирностью 50% или 1000 кг молока той же жирности в сыр жирностью 30%. При производстве сливочного масла остается пахта. Из пахты производится кисломолочный напиток или мягкий сыр типа адыгейского.

 

— Подсырная сыворотка возвращается на фермы для выпойки телят, на корм взрослому поголовью, либо может использоваться для выпечки хлеба на фермерских пекарнях.

 

— Сбыт готовой продукции идет через собственную торговую структуру, кроме того, через неё могут реализоваться немолочные продукты питания не только фермерских хозяйств, которые входят в эту структуру, но и сторонних ферм.

 

— Рекламой продукции и продвижением её на рынок может (и должна!) заниматься сторонняя специализированная организация, причём если она согласна вкладывать в процесс продвижения продукции собственные средства, то эта организация вправе рассчитывать на определенную долю прибыли от продажи товара.

 

Практика показывает, что правильно организованный одиночный магазин содержать выгоднее, чем сетевой супермаркет. Кроме того, магазины фермерской кооперации будут пользоваться популярностью у населения в противовес торговым сетям, в которых качество продукции, порой, оставляет желать лучшего. Даже если в таком магазине цены будут выше, чем на аналогичную продукцию в торговых сетях, то степень лояльности к такому формату магазина и степень доверия к нему будут гораздо выше, чем к крупным сетевым маркетам.

 

В результате описанных мероприятий получается вполне жизнеспособная структура, которая будет противостоять давлению как со стороны крупных игроков молочного рынка, так и со стороны торговых сетей.

 

Примерно такая схема кооперации «производитель сырья — производитель готовой продукции — логистик — продавец», с распределением конечной прибыли между ними, именно конечной прибыли, это очень важно, уже много десятилетий эффективно работает в Японии. Скопирована эта производственно-торговая схема с советской организации хозяйствования, которая развивалась в период с 1938 по 1952 год. В те годы темп роста национального дохода в СССР составлял от 9 до 12% в год и никаким государственным принуждением народа такой рост экономики не может быть достигнут.

 

Итак, для организации фермерских сыродельных цехов необходимо:

— дешевое оборудование;

— эффективные и простые в освоении технологии переработки молока;

— создание собственной торговой организации и логистической службы на принципах коллективной собственности.

 

Надеюсь, всё вышеизложенное будет интересно читателям и найдет отклик и поддержку в среде фермеров. Было бы неплохо привязать создание такого объединения к государственной программе развития малых форм собственности, если это, конечно, возможно.

С уважением, Колесников С.Н. http://kolesnikov-sir.ru

Loading