Сначала она хотела превратить закрытую школу в дом отдыха — не получилось, и неизвестно, получится ли. После этого взялась за кафе. Эксперты сразу выступили пророками: не перезимует. Перезимовала. И готовится сделать это еще раз.

 

 

— Год прошел… по-разному. Лето — великолепно. На все сто сработала наша терраса. Не раз случались очереди, когда мы не могли накормить всех желающих. Это не наша вина или достижение: не может легковой автомобиль перевезти всех пассажиров автобуса. Браво организаторам Viva Braslav. Они дают городу жить. Но когда они свернулись, забрав все фуд-корты, к нам стояла очередь.

 

 

 

В этом году мы сделали ремонт, поменяли старые обои «под матрас» на более уютные. Платим высокую, по моему мнению, аренду и обогреваемся дровами в камине.

 

 

Большинство клиентов сейчас — проезжающие, как и должно быть. Бывают дни, когда 90% гостей — это латыши и литовцы из приграничных очередей. Мы не предлагаем им никаких изысков (пробовали — не пошло). Обычная домашняя еда по честной цене. Плюс мест, где сейчас можно поесть, раз-два и обчелся.

 

 

Закрываться на несезон, как это принято здесь у большинства, я не буду. Нельзя. Мы только-только приучили гостей и проезжающих, что кафе наконец работает, нужно поддерживать форму.

 

 

Осенью-зимой будут спасать мероприятия. У нас уже есть опыт проведения свадеб и дней рождения, встречи делегаций…

 

 

 

Но это не бизнес обречен на успех, а просто Юля такая заряженная. Периодически накатывает.

«Неделю назад я орала, что все, закрываю на фиг»

— Мысли возникают, да. Как обычно. Недавно мне сообщили, что «Белэнерго» имеет право требовать предоплату. По их логике, на счету энергетиков должны лежать 400 моих рублей. А я не могу этого понять. Почему бизнес маленькой Юли, выплачивая налоги, наняв сотрудников и выплачивая им зарплату, выполняя социальную функцию придорожного кафе, должен отдавать свою оборотку ради кредитования огромного предприятия? Я бы эти деньги лучше потратила на печку для пиццы! Но какие там переговоры. Все общение свелось к короткому «приедем — отключим». И отправили письмо еще в райисполком. А те-то здесь при чем? Тоже помощники…

 

 

 

Органически (в буквальном смысле) всплывает тема бывшего руководителя района, собиравшего, по мнению Следственного комитета (и не только его), взятки. К новому руководству у Юли претензий нет — есть надежда и ожидания. Но между строк сквозит самая популярная просьба бизнеса: не мешайте, пожалуйста, все сделаем.

 

 

 

— Как-то пришло очередное письмо про субботник с рекомендацией в конце. Пришлось отказаться. Одна девочка предложила помыть в райисполкоме полы, а другие — скинуться на сосиски для котиков. Так будет продуктивнее.

 

 

Запаса прочности тоже нет — значит, и корней

 

 

— Я очень надеюсь, что новый руководитель (райисполкома. — Прим. Onliner) что-то изменит. В голове сидит идеальная картинка, когда местная власть разрабатывает и поддерживает виды бизнеса, которые считает перспективными. Как в Израиле, да?

 

 

 

Пока что небольшой «парк предпринимательских технологий» Юлия устроила в кафе. На стене возле витрины полки с игрушками, носками, магнитами, мылом и другими сувенирами — все это от местных мастериц.

Ad 3
Advertisements

 

 

 

— Иногда ведь прет, но не сразу. В это время молодому предпринимателю нужны терпение и поддержка. Что могу, то делаю. Но это же крохи. Теоретически можно больше. Вроде бы в этом есть и маленький бизнес-смысл и большой госсмысл. Например, продавать не российские сладости с сертификатами, а продукцию местных ремесленников. Но закон говорит «нет».

 

 

 

Я же планировала сотрудничать с ремесленниками. Им государство разрешило делать торты и пирожные всякие. Но где их продавать? Я не могу положить их на свою полку, мне об этом сразу сообщили в санстанции. Или фермеры наши — готовят обалденные сыры. Но все, что я могу дать их потенциальным покупателям, — это визитки. Чем и занимаюсь.

 

 

 

Планы Юлия строит, но аккуратные. Так вышло, что они возводятся без крепкого фундамента.

— Мы открывались без алкоголя, но буду покупать лицензию. Люди просят. А я сделаю какую-нибудь фирменную настойку. Мораль? Да не хочу я никого перевоспитывать. Бизнес-история намного короче человеческой жизни, где воспитанием должна была заниматься семья.

 

 

 

Я мечтаю о магазине фермерской продукции. Чтобы там и сыр, и малина, и другие местные радости. Потому что продукты есть, а места для продажи нет. И еще сделаю проект по доставке наборов продуктов местных производителей. Вы живете на агроусадьбе, заказываете — привозят. Такую услугу я подсмотрела во Франции, называется «фермерская корзинка».

 

 

 

В конце Юлия признается, что зарабатываемых денег ей бы не хватило для содержания семьи. Бюджет по-прежнему питается за счет работы мужа.

— Надо расширяться разными услугами. Но в наших условиях всегда задумываешься. А что делать, если придет очередная госструктура? Или если нас выселит отсюда хозяин помещения? В общем, я не думаю, что это тот бизнес, который будет передаваться по наследству.

 

 

 

Я не жалею, это отличный опыт с пониманием темы изнутри. Кроме того, я люблю родной Браслав, всех его активистов и хочу верить в великое будущее района.

Но каждый раз, когда мы бываем в Польше, нет-нет да и зададим себе вопрос: зачем?

https://people.onliner.by/

Loading