«Я окончил Новосибирский электротехнический институт, факультет самолетостроения. К педагогике не имел изначально никакого отношения. Жили с семьей в Новосибирске. Но мечтали о большом хорошем доме в деревне. Переехали с семьей в сельскую местность. В 1992 году уехали из Новосибирска, построили дом через два года. Стали жить. Село хорошее, крепкое, недалеко от города.
В 1996 году меня пригласили работать в школу, преподавать физику. Первый урок помню до сих пор. Я очень сильно волновался, не знал, как примут меня дети. Но все прошло нормально, мне понравилось. Поначалу я думал, что учитель должен заинтересовать ребенка, рассказывать интересно, много «солировал» на уроке. Но потом мне завуч, которая приходила на мой урок, подсказала, в чем я был неправ в методическом плане. Важно, чтобы и ребенок на уроке занимал активную позицию, участвовал в работе, тогда ему интересно, он вовлечен, и материал лучше усваивается. Через два года я стал директором. Дети меня полюбили. Многие даже выбирали физику в качестве выпускного экзамена. Моя супруга тоже учитель, она преподает биологию.
О школе
Школа досталась мне не в очень хорошем состоянии, система отопления практически пришла в негодность. Зимой в школе было холодно, температура иногда была около 5 градусов. В Сибири очень сильные морозы, поэтому ремонт системы отопления был самым острым для нас вопросом. Мне, как молодому директору, активно помогала местная администрация, район, и я решил сделать ремонт системы отопления школы. Но все затянулось почти на полгода, некоторое время пришлось работать под звуки ремонта. Но уже в следующем году в нашей школе было очень тепло и хорошо. Потом мы занялись внутренним обустройством.
У меня спрашивают, а где вы брали деньги на ремонт? Нам помогали по мере возможности район, администрация, но и мы не сидели сложа руки. Выращивали свеклу с коллективом и школьниками на арендованном у совхоза участке, продавали ее после и на эти средства приводили свою школу в порядок, закупали технику. У нас практически у первых в области в классах появились компьютеры. Я очень люблю все инновационное, и всегда стараюсь быть на «острие» веяний технологического прогресса. Сейчас наша школа регулярно входит в число лучших школ района и области. И это очень приятно. Я уже 20 лет являюсь директором школы в Тальменке.
О выпускниках
Сейчас у нас в школе обучается 200 детей. Есть дети малообеспеченные, с ограниченными возможностями здоровья. Когда я только пришел директором, выпускники школы редко ездили поступать в Новосибирск, в вузы. Потом, глядя на меня, некоторые стали ездить поступать в Новосибирский электротехнический институт, у них стало получаться. Дальше – больше. После них и остальные потянулись в вузы. В педагогические, в медицинские, в технические. У нас в районной больнице работают хирургами два моих выпускника, они пользуются большим авторитетом на работе, я ими очень горжусь. Еще пять выпускниц наших приехали в родную школу и стали педагогами, они вышли замуж, родили детей и успешно работают. Мне очень приятно, что наши ученики пошли по нашим стопам.
У нас очень устойчивый коллектив. Мы стараемся не стоять на месте, я сторонник постоянного развития. С коллегами-мужчинами, с которыми я уже более 20 лет работаю вместе – это завхоз, трудовик, географ, наши охранники, мы реализуем различные проекты по обустройству школы и территории. Один бы я не справился. Есть серьезная проблема оттока населения в город из-за отсутствия работы. Но я пытаюсь своим примером продемонстрировать, что и на селе можно честным трудом достойно жить и зарабатывать.
О питомнике
Я познакомился с директором Сибирского питомника растений. Предложил ему создать у нас на территории школы питомник для высадки саженцев. Мы с учениками посадили четыре грядки ели, сосны, лиственницы. Надеемся, что в следующем году уже высадим их в лесах. Надо восстанавливать леса, они сейчас беспощадно вырубаются, уничтожаются лесными пожарами, или погибают из-за эрозии почвы. Бердский лесхоз является одним из наших главных партнеров, очень помогает нам в этой деятельности.
О школьниках
Наши дети тоже активно участвуют в нашей деятельности, я считаю, что ребятам нужно показывать, каких результатов может добиваться трудолюбивый человек. Важно, чтобы они видели результаты своего труда. Мы через центр занятости устраиваем ребятишек на производственную практику, и они получают за свою работу в питомнике деньги. И самое главное – они понимают, что если стараться, можно и на селе жить, заниматься интересными и социально значимыми проектами, зарабатывать деньги, и для этого не нужно уезжать в город. Родители нашу деятельность полностью поддерживают, и это радует.»
http://priderussia.ru