Традиционный напитком на Руси был квас, варят его с незапамятных времен. Русский квас хорошо утоляет жажду, содержит витамины, углекислый газ, молочную кислоту, благоприятно действует на микрофлору кишечника. Квас готовят разными способами и по различным рецептам: из ржаного хлеба и сухарей, из овощей (свеклы, моркови), фруктов и ягод, на молоке и меде, с добавлением мяты, пряностей, смородинового листа. Источник: https://pomorskibereg.ru

 

 

На Севере распространенным был солодовый квас, солод готовили преимущественно из ячменя и ржи. Процесс приготовления такого кваса сложный и долгий, но труды окупались отменным вкусом напитка.

 

 

 

Пиво в деревнях варили по большим праздникам. «Где пировать, тут и пиво наливать», – говорили в народе. Подавали пиво в красномедных, оловянных чашках – «братынях». И.М. Дуров, собиравший этнографический материал в начале XX века, отмечает, что посуда эта уже вышла из бытового потребления и встречается как редкостный предмет, предмет старины. «Кроме народных праздников пива не варят, и для питья в праздники и в будни употребляют из ячшной муки, или ржаных отрубей квас».

 

 

 

«Какой квас-то у тебя, ератик, того и гляди, что глаз вырвет». «При пиве, при бражничанье много дружков, а при гори, нешасьи – нет ни кого». (Дуров И.М., с.112, 298)

 

 

В знойную страду от жажды, кроме кваса, спасались морсами и напитками, которые готовили из различных ягод с медом, мятой, на молоке, на овсяном отваре. Бруснику, клюкву, чернику, морошку, «голубицу», малину употребляли для приготовления киселей, морсов, а также запекали в пироги и использовали как лечебное средство.

 

 

Бруснику хранили в деревянных бочонках и ушатах – пареную или толченую; чернику, малину сушили; морошку хранили без добавок и обработки в обильном собственном соку. Употребляли ее натуральной, так сохранялись ее лечебные свойства. В Поморье знали, что поможет эта ягода и старому, и малому: «морошку запасать – цинги не знать». Уже весной поморы примечали, будут ли запасы этой ценной ягоды в этом году: обильный улов сельди весной – к урожаю морошки.

 

 

Существовали у наших дедов и особые секреты сбора и хранения ягод. Лидия Степановна Сочеленкова вспоминает, как в их семье собирали морошку, поспевающую в самые жаркие июльские дни:

Ad 3
Advertisements

«Мои родители, чтобы сохранить ягоды (ведь холодильников тогда не было) собирали её следующим образом. На болоте выкапывали яму, ставили туда ушат и в него ссыпали собранные ягоды. Наполненный морошкой ушат маскировали, закрывали ветками, листвой и оставляли в болоте.

Осенью, когда наступали первые заморозки и лесные дороги становились проезжими, отец брал лошадь с телегой и ехал на болото, привозил ягоды домой». Из всех ягод отжимали сок, который назывался «кеж», из него варили кисель, добавляли в кипяток, в чай. «Кеж малиновый – первое лекарство».

 

 

Среди обрядовых напитков обязательными были кисели: ягодные, овсяные. Почему называется «кисель»? Потому что раньше это было не то чуть густоватое сладкое блюдо, к которому мы привыкли. А кислый мучнистый студень, который готовили на закваске. «Готовили кисель густым, готовый кисель раскладывали в глубокие тарелки, миски, ели ложками.

 

 

Особым киселем из белой муки на квасе с медом встречали девушки в Кандалакше проходящих на мурманский промысел промышленников Поморского и Карельского берегов. Киселем угощали «мурманщиков». «Это называлось «кисельничать», за кисель поморы одаривали девушек чаще всего деньгами».

 

 

Ягоды в Поморье собирали и заготовляли в больших количествах. На протяжении всей зимы они служили не только продуктом питания и лакомством, но и лекарством.

\

Loading