На въезде в село Матвеево Парфеньевского района путников встречает удивительно красивая стелла в виде зелёного дерева. Ее установили летом прошлого года – по инициативе и на деньги уроженцев села. На кроне – указание года, когда село впервые упоминается в летописях – 1620-й. И герб. Он был присвоен Матвееву тоже сравнительно недавно – в 2016-м. Если присмотреться, то этот символ со скрещёнными топорами нанесён на все местные автомобили. Есть он и в каждом матвеевском доме. Чем так гордятся местные жители? Какие легенды передают из поколения в поколение?
Село Матвеево в царские времена насчитывало сотни дворов и несколько тысяч населения. Сегодня здесь живут 300 человек. Но они не только хорошо помнят то, что было. Но стараются и сохранить, и увековечить свою историю.
В администрации Матвеевского сельского поселения есть и официальные свидетельства, полученные в геральдической палате России. Отныне герб Матвеева состоит из нескольких элементов. Это скрещённые топоры – символ плотницкого ремесла, которым издавна славилось Матвеево. Виноградная лоза означает христианскую духовность, рябина символизирует экологическую чистоту. Ну, а белый груздь – царь грибов и главное богатство парфеньевских лесов. Впрочем, герб отражает и легенду об агафонах-рябинниках. Так вот уже почти 4 века называют матвеевцев. Почему? А дело вот в чем.
С XVII века Матвеево принадлежало династии князей Репниных. Один из помещиков, Никита Иванович, однажды выписал плотников из Матвеева в другое своё имение на Орловщине – для строительства конюшни. Однажды после работы плотники полакомились виноградом, растущим в барской теплице, приняв его за рябину. А когда разгневанный барин призвал их к ответу, условились говорить одно и то же. Каждый из них на вопрос «Как тебя зовут?» отвечал: «Агафон». И когда барин спрашивал: «Что ел?», каждый говорил: «Рябину!»… Так и обругал он в сердцах всех плотников агафонами-рябинниками. Но наказывать не стал, подивившись их смекалке да взаимной поруке. За плотниками так и закрепилось это прозвище, привезённое ими домой и постепенно перешедшее на всех местных жителей».
Не все старожилы, правда, эту легенду поддерживают. Говорят: всё это, мол, крестьянские анекдоты. И выдвигают свою версию про агафонов-рябинников. Дескать, всё дело в местном диалекте.
Юрий Шаров, житель с.Матвеево: «Агафоны – потому что говор был. А рябинники – они дополнительно еще и «якали»: «рябята», «тялята»… Смеялись: «Рябят, пойдёмте по тялят, а по пути рябины наломаем». |
В Матвееве даже издали толковый словарь «агафонского говора». Его составитель – местный житель Александр Костров. Его дед был потомком одного из тех самых первых агафонов-плотников, что съели барский виноград. В сборник вошло 3 тысячи оригинальных и подчас смешных слов, среди которых есть число плотницкие выражения. Например, «заруба» — гнездо в бревне нижнего венца сруба. И многие другие слова.
Александр Костров, составитель словаря: «Воде де» – значит, не получишь ничего. Вот такой разговор». |
В Матвееве городской житель сразу чувствует разницу между городом и деревней. Удивительно белый снег, в воздухе пахнет печкой, и вокруг – оглушающая тишина. Местные власти не скрывают: в селе всё труднее удержать людей. Многие уже уехали.
Сергей Жданов, глава матвеевского сельского поселения: «Молодежь уезжает. Конечно же, уезжает. Даже если взять последние 5 лет конкретно по Матвееву – не меньше 7 семей уехало. С детьми». |
Но, даже находясь в других городах, матвеевцы держат связь со своей малой родиной, создают группы в социальных сетях. В следующем году собираются на большой юбилей – 400-летие села. И не теряют надежды на возрождение этой земли. Пока еще слышны здесь детские голоса – есть слабая надежда на то, что Матвеево не превратится в деревню-призрак, каких уже много во всей Костромской области. И местные легенды, в том числе про агафонов-рябинников, проживут еще не один век.
http://gtrk-kostroma.ru