«Комсомолка» стала для нас машиной времени, выдав командировку в прошлое. Мы снова летим в Эвенкию, в поселок Бурный, где в марте 1991 года делали репортаж о местных староверах. Источник: https://www.kp.ru
Тогда Бурный был жуткой глухоманью даже по сибирским меркам. В поселке четыре десятка домов и около 200 жителей. Здесь не было ни электричества, ни телефонной связи.
С высоты птичьего полета Бурный за 30 лет почти не изменился: крошечный деревянный поселок примостился на высоком берегу студеной реки. И только спустившись с небес на землю, мы поняли, что вернулись совсем в другой Бурный.
Важно понимать, что Сибирь осваивали именно старообрядцы. Хотя в то время понятия такого не существовало, ведь раскол случился в середине 17 века, а «за Камень» торговые люди, казаки и монахи ушли задолго до начала церковной реформы патриарха Никона. Именно по этой причине в Сибири старообрядцев часто причисляют к коренным жителям наравне с малочисленными народами севера.
Жители Бурного до наших дней сохранили старинное благочестие, традиции отцов и дедов. Мужчины трудолюбивы, не курят табак и не сквернословят. Женщины, как их бабушки покрывают голову платком в знак смирения и покорности отцу, мужу и Богу. Молодые женщины завязывают его под затылком, старушки — под подбородком. Жительницы Бурного не пользуются ни косметикой, ни украшениями.
После распада Советского Союза у енисейских староверов возобновились связи с единоверцами, живущими за рубежом. В Красноярский край постоянно приезжают паломники из Латинской Америки, их привлекает благочестие сибирских староверов и их строгий устав. Около 300 «американцев» задержались в Сибири, многие из них обзавелись семьями.
Время от времени полиция выявляет «иностранцев» с просроченными визами и двумя – тремя детьми на руках. В прошлом году одного их староверов, приехавшего в Сибирь из Бразилии, пытались депортировать из страны. Полицейские задержали Ханофера – отца троих ребятишек и венчаного мужа жительницы деревни Чулково Туруханского района Антониды Москвичевой – во время операции «Путина». Из документов у него было только свидетельство о рождении, выданное в Бразилии (он приехал в Сибирь 12-летним подростком с матерью – староверкой). Мужчину арестовали и под конвоем доставили в Красноярск, чтобы выдворить из страны. Новость попала в СМИ, сотни людей встали на защиту Антониды и Ханофера. К счастью спецоперация по высылке закончилась победой здравого смысла – Красноярский краевой суд отменил решение о депортации.
Двери в Бурном не закрываются. Вышел из дома, подпер дверь хворостиной или камнем, чтобы ветром не распахнуло, и все! В Бурном нет участкового. Все конфликты гасят внутри общины, не дают им разгораться.
Братья начали отстраивать Светлану той же весной. И сегодня здесь вновь находится их охотничья база с просторным домом, баней и сараями. Отсюда они уходят на охоту, сюда возвращаются. Охотничьи, промысловые участки в Эвенкии огромные – тысячи гектаров. Поэтому путики – таежные тропы, по которым охотники-промысловики расставляют капканы и другие ловушки на пушного зверя, тянутся на десятки и сотни километры. Было время, когда по путикам ходили на лыжах, теперь ездят на снегоходах. Двадцать восемь лет назад это были «Бураны», теперь – самые современные снегоходы канадской фирмы BRP. Дело не в «понтах», как может кому-то показаться, а в надежности и экономичности. «Канадец» потребляет в три раза меньше топлива, чем «Буран». И гораздо быстрее.
Вдоль путиков ставятся избушки, в которых охотники могут переночевать, укрыться от ненастья, обработать шкурки добытого зверя. Расстояния между ними обычно несколько десятков километров. В избушках установлены рации, по которым в условленное время охотники выходят на связь с базой и своими коллегами. Это своеобразная социальная сеть в радиоэфире — главный источник информации о том, как дела у промысловиков и в их семьях. Рядом с избами устраиваются лабазы, где хранится провиант и другие запасы, необходимые охотнику во время промысла.
Мужчины из Бурного уходят в тайгу уже в октябре, а завозить запасы в избы начинают за месяц – два до этого. Домой из тайги выходят к рождеству. После нового года добыча с помощью ловушек и капканов обычно заканчивается, соболя добывают с собаками. Лайка отыскивает зверька, загоняет его на дерево и охотник должен добыть соболя, не испортив при этом ценную шкурку.
Николай Филимонович Вершинин, отец восьмерых детей и охотник со 40-летним стажем на «боевом счету» которого более двух с половиной тысяч соболей, добытых в окрестной тайге, до сих пор вспоминает «проверку», которую им с младшим братом Иваном устроил медведь три десятка лет назад. Было ему тогда чуть за двадцать, брат учился в восьмом классе. Дело было в ноябре, уже начался промысловый сезон и братья отправились по путику настораживать капканы. Путь был неблизкий, хоть и привычный: предстояло пройти около 300 километров. На ночь останавливались в избах, проверяли лабазы.
— Возле третьей избы накануне на поляну был сброшен с вертолета груз: продукты, снаряжение, — вспоминает Николай Филимонович, — Смотрим, медведь все припасы разметал и то ли ушел, то ли притаился — не понимаем. Собаки не лают. Медведя они не сразу почуяли — натасканы на соболя. Сунулись мы в дом, а оттуда на нас как метнется мишка! Еле ноги унесли. Дело к ночи, мороз крепчает. Как его из избы выкурить?! Что только не делали, И горящие головешки в дом бросали – медведь их оттуда вышвыривал. И стреляли, но бревно пуля не пробивает – не выходит из избы косолапый!. Только ревет диким голосом и все крушит.
— Я на крыше сижу, слышу, как он внизу дышит, запах его чувствую. Брат с ружьем напротив двери стоит, делает вид, что спокоен, а ствол ходуном ходит. Замерзли за ночь у костра, да и нос к носу столкнуться с матерым зверем довелось впервые.
Завалить зверя удалось только ближе к полудню. Больше 12 часов «воевали» с ним братья Вершинины. Еле выволокли вдвоем тушу из избы, матерый был зверь. Младшему брату тогда было 14 лет.
Медведь все в избе разорил: окно выбил, печь раскатал, лежанку и стол в щепки разнес. Осталась только фляжка со спиртом, которую отец – Филимон Ермолаевич хранил «на всякий случай». Тогда парни впервые спирт и попробовали, чтобы согреться и дрожь в руках унять.
Встреч с хозяином тайги в его жизни было немало. Но обычно Николай Филимонович ходит по тайге вообще без ружья. Уверен, что опытный таежник и зверь друг друга с полувзгляда понимают. Это на охоте они соперники, в остальное время каждый по своим делам по тайге ходит…
По закону староверов каждый мужчина должен защищать свою родину и, только отслужив в армии, может жениться. Спрашиваем: как парни переносят тяготы военной службы? Молодые старообрядцы смеются: «Какие там тяготы? Их бы с моим отцом на сенокос отправить. Вот там тяготы!» Парни они крепкие, без вредных привычек, к тяжкому мужскому труду с детства приучены, оружием владеют с отрочества.
Каким будет наш мир в 2047 году? Какими будем мы?