Сначала предлагаю обратиться к истории вопроса. Мне известен только один автор правдивой книги о деревне 19 века, который не только жил там, но и вел большое хозяйство, нанимая для этого сельчан, часто при этим с ними общался, обсуждая различные насущные темы. Это Александр Николаевич Энгельгардт, и произведение его называется  “12 писем из деревни». Вот что он поведал там о пресловутом «сельском пьянстве».

«Все, что пишется в газетах о непомерном пьянстве, пишется корреспондентами, преимущественно чиновниками, из городов.

Начитавшись в газетах о необыкновенном развитии у нас пьянства, я был удивлен тою трезвостью, которую увидал в наших деревнях. Конечно, пьют при случае — Святая, никольщина, покровщина, свадьбы, крестины, похороны, но не больше, чем пьем при случае и мы (дворяне, чиновники, помещики. Прим. М.М.)

Мне случилось бывать и на крестьянских сходках, и на съездах избирателей-землевладельцев — право, не могу сказать, где больше пьют. Числом полуштофов крестьяне, пожалуй, больше выпьют, но необходимо принять в расчет, что мужику выпить полштоф (0,6л) нипочем — галдеть только начнет и больше ничего. Проспится и опять за соху.

Я вот уже год живу в деревне и настоящих пьяниц, с отекшими лицами, помраченным умом, трясущимися руками, между мужиками не видал. При случае мужики, бабы, девки, даже дети пьют, шпарко (крепко)  пьют, даже пьяные напиваются (я говорю «даже», потому что мужику много нужно, чтобы напиться пьяным, — два стакана водки бабе нипочем), но это не пьяница…».

Я вот уже 8 лет живу в деревне и с Энгельгардтом в этом вопросе полностью согласен. Поголовное пьянство сельчан – не более, чем миф, придуманный горожанами для того, чтобы принизить «сиволапых» и таким образом возвысить себя.

Александр Николаевмч , между прочим,  сравнивал, как пьют крестьяне, и как пьют городские жители: «Такие пьяницы, которых встречаем между фабричными, дворовыми, отставными солдатами, писарями, чиновниками, помещиками, спившимися и опустившимися до последней степени, между крестьянами — людьми, находящимися в работе и движении на воздухе, — весьма редки, и я еще ни одного здесь такого не видал».

А разве сейчас люди в городах не пьют? Конечно, такого безобразия, как в «брежные» достославные времена, когда вечером на улице трезвого человека встретить было трудно, нынче не наблюдается. Однако рестораны, кафе и прочие питейные заведения после рабочего дня и посейчас  в выходные полным-полны, и употребляет там народ чаще всего вовсе не пепси-колу. А забитые спиртным полки супермаркетов куда как ясно свидетельствуют: покупатели этого зелья есть, и их много.

Ad 3
Advertisements

Не могу сказать, тем не менее, что в нашей деревне все жители – стопроцентные трезвенники. Но напиваться – не напиваются. Очень много работы, особенно в период с апреля по октябрь: посадки, прополки, сбор и сохранение урожая требуют много труда и времени. Это вам не 6 соток для приятного времяпровождения на даче, а великая битва за урожай, вырастить и собрать который в наших условиях рискованного земледелия очень и очень нелегко.

Зимой живется в деревне немного полегче, но и тут своя специфика. Да, сегодня мало кто держит КРС, однако нередко на подворьях хрюкают свиньи, блеют козы, издают свои характерные звуки куры, утки и гуси. Всех надо накормить, напоить, обогреть, обиходить. Плюс к тому нужно наверстать то, что откладывалось с лета на зиму: наколоть дрова, починить сарай, порукодельничать и так далее.

Учтем также и то, что работа на свежем воздухе быстро выгоняет из организма остатки заблудившегося там алкоголя, так что похмельем мало кто мучается. Ну и тут еще играет свою роль качество напитка – почти все гонят своё, мало кто покупает алкоголь в магазине, считая это отравой и сплошной химией.

В общем, уважаемые горожане, придется вам признать – ошибаетесь вы насчет всеобщего пьянства в деревне. А если и заметите где-то летом шумную компанию, пьяно поющую хором что-то из репертуара Пугачевой… Скорее всего, это «дачники» культурно отдыхают после трудов своих праведных.

Спасибо за внимание.

Михаил Михайлов.

 

Loading