— Что в вашей повестке дня правящего архиерея сегодня стоит на первом месте?

— В ближайших планах продолжать деятельность на космодроме по воцерковлению личного состава военнослужащих, их семей, и гражданских жителей в городе Мирном. Другая задача — забота о сохранении памятников православной архитектуры. В нашей епархии 46 памятников федерального значения (объектов культурного наследия — ОКН). В большинстве своем это деревянные храмы, почти все они находятся в аварийном состоянии, им необходимы срочные реставрационные работы. Источник: http://rusnord.ru

 

 

 

— Можно ли сегодня говорить о подготовке епархиальной программы по их восстановлению?

— Мы несем ответственность за памятники и шедевры церковной архитектуры, дошедшие до нашего времени. Но понести труды по реставрации и сохранению этих памятников только силами местных жителей и прихожан — нереально. К сожалению, пример плотника Александра Порфирьевича Слепинина, который практически сам восстановил деревянный , единичный. Большая часть жителей сел, где стоят такие храмы, уже в почтенном возрасте. Они, безусловно, неравнодушны, но ни физических, ни материальных возможностей улучшить эту ситуацию у них нет. А неравнодушная молодежь, как правило, летом примыкает к организованным отрядам движения «Общее дело» и помогает в их работе.

 

 

 

Поэтому именно составление федеральной программы совместно с Министерством культуры РФ и музейным сообществом страны, включение в нее памятников Русского Севера, находящихся в том числе на территории нашей епархии, мне представляется единственно возможным способом сохранить эти шедевры деревянного зодчества.

 

 

— А как быть, если в деревне есть храм, относящийся к ОКН, а там никто не живет? Он ведь после реставрации все равно будет разрушаться, так как за ним некому следить.

— Тут, на мой взгляд, единственным правильным решением было бы позволить себе перенести памятник — конкретный памятник на конкретное место. Села Кижи и Малые Карелы под Архангельском — тому пример. И свезенные туда храмы притягивают сотни людей, интересующихся собственной культурой.

Ad 3
Advertisements

 

 

Но в 1970-80-х годах были подписаны международные правила сохранения ОКН, в которых указано, что каждый памятник должен оставаться на своем историческом месте. С тех пор сделать это невозможно. К сожалению, не было учтено, что условия этих «исторических мест» у Европы одни, а у России совершенно другие. Ведь у нас памятники культуры — храмы, отреставрированные и неотреставрированные, стоят посреди чистого поля, где уже нет ни одного дома. Или летом рядом с ними живут три-пять человек, а зимой нет никого.

 

 

Очевидно, что сегодня вопрос о перемещении ОКН не может быть решен в рамках действующего законодательства. Я думаю, выход — дать себе право в исключительных случаях для каждого памятника переносить его туда, где он будет использоваться по назначению и находиться под постоянным контролем специалистов. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон.

 

 

Так мы решим сразу три задачи: сохраним памятник, обеспечим храмами нашу паству без дополнительных затрат на строительство новых храмов и поможем в культурно-историческом образовании общества.

 

 

Начать можно с нашего Мирного, где на большой город только один маленький храм, который не в состоянии сегодня вместить всех желающих, а во всей епархии большое число храмов постепенно разрушается без присмотра. К тому же во время переноса храма можно было бы его отреставрировать: пронумеровать, раскатать, протезировать или заменить необходимые бревна. Это гораздо дешевле, чем реставрация на месте. Не надо было бы подвозить по плохим или вообще отсутствующим дорогам необходимые материалы, что, кстати, можно сделать только летом, которое у нас короткое.

 

 

Из-за отсутствия нормальных дорог мы пока не можем организовать культурно-просветительскую программу для туристов — поездки по храмам — памятникам архитектуры. Вырученные средства могли бы пойти на их восстановление. Ведь туристический и паломнический поток — это автобусы, у которых есть определенные требования к дорожному покрытию. На территории нашей епархии очень мало асфальтированных дорог. Весной и осенью проехать невозможно.

 

 

Например, чтобы посмотреть на шедевры Каргопольского благочиния, необходимо ехать на автомобиле с повышенной проходимостью, куда в относительно комфортных условиях помещаются только четыре человека. Далеко не все могут позволить себе такое паломничество. Те же, кому посчастливилось, выкладывают фотографии в социальные сети, удивляясь, что есть архитектурные шедевры, о которых они даже и не подозревали. Но если будет асфальт — этот вопрос сразу решится.

 

 

 

Loading