Помню, как в 70-ые годы приходящая в наш дом на вечерние посиделки бабушка Матрёна (а она жила по соседству) любила рассказывать о деревенской жизни в начале прошлого века. Хорошо сохранившаяся память позволяла ей свидетельствовать о временах, знакомых нам лишь по учебникам истории- Первой мировой, Октябрьской революции, гражданской войне, коллективизации… Источник: https://zen.yandex.ru/media/moyaderevnya/prianik-i-knut-dlia-othojih-promyslovikov-v-sovetskoi-derevne-5e6fa5aa20f0dd1f1cadcc45
Когда речь заходила о том, чем занимались деревенские жители до появления в начале 30-ых годов колхоза, та охотно начинала перечислять всевозможные виды деятельности, приносившие доход, за счёт которого многочисленные семьи и выживали. В нашей деревне, помимо занятия крестьян натуральным хозяйством были распространены: пчеловодство, шорничество, рыболовство. А также ряд народных промыслов — плетение корзин, добыча смолья, вязание рыболовных сетей.
Занятие башмачничеством и сапожничеством мой дед предпочёл работе в местном колхозе. За счёт этого промысла его многочисленная семья (9 детей) и выжила в 20-30-ые годы прошлого века…
Но всё же наиболее массовое распространение получило кустарное производство обуви. И даже само название деревни (Колодкино) свидетельствует о профессиональных предпочтениях местных жителей.
Ещё в XVIII веке местные сапожники и башмачники славились на всю округу. Были здесь и кустари-надомники (как, например, мой дед), были и работавшие в соседних сёлах Дмитровой Горе, Домкино и Селихово, где в начале прошлого столетия существовали крупнейшие в Корчевском уезде сапожные артели.
Некоторые в погоне за «длинным рублем» отправлялись в благополучные Кимры (тогдашнюю российскую «сапожную» столицу) и Талдом. Тем более, расстояние в 25 километров не являлось серьезной преградой для любителей отнюдь не легкой наживы…
К слову, один из сыновей деда отправился по этому маршруту, впоследствии так и осев в Кимрах (оттуда был призван на войну, где и погиб). Но для большинства мастеров сапожного дела более притягательными являлись Москва с Петербургом, с их более высоким уровнем промысловых заработков.
Здесь-то впервые из уст бабушки и прозвучало непонятное словосочетание «отхожий промысел», которое поначалу было воспринято нами, как нечто из области похоронного дела и ассоциировалось с выражением «отходить в мир иной».
Из Википедии:
«Отхожий промысел (также отходничество)- временная, чаще всего сезонная работа крестьян в Российской империи и в СССР вне места постоянного жительства, связанная с их уходом из села или деревни в относительно отдалённые районы, преимущественно, в города. Наиболее широкий размах приобрёл после крестьянской реформы 1861 года, которая привела к бoльшей свободе передвижения крестьян».
По её (бабушкиным) воспоминаниям, мужское население деревни и в дореволюционный период, и с началом 20-ых годов — с ноября по март словно вымирало, поскольку почти 2/3 из них подавалась в город на заработки. Они относились к категории неземледельческих отходников (т.е. нанимавшихся на работу лишь на время перерыва в сельхозработах), и их труд применялся в сфере строительства, промышленности, на транспорте.
Небольшая часть деревенских мужиков подряжалась на лесозаготовки и торфоразработки и, как правило, далее пределов Тверской и Московской губерний не забиралась…
Весной все они возвращались в семьи и занимались либо своим деревенским хозяйством, либо земледельческим отхожим промыслом, нанимаясь на сезонные сельхозработы к другим, более обеспеченным крестьянам.
В целом, крестьяне-отходники, составлявшие в те годы значительную часть городского населения (так, например, по данным городской переписи 1923 года 16,1% населения Москвы составляли члены деревенских хозяйства, и каждый второй из них оказывал материальное содействие своим родственникам в деревне), активно участвуя в процессе градообразования, стимулировали аграрное перенаселение, увеличение спроса на наёмную рабочую силу и возросшие темпы урбанизации.
В свою очередь, советское земельное законодательство благоволило к отходникам, сохраняя их земельный надел в течение двух севооборотов. А после появления постановления СНК СССР «Об устранении препятствий к свободному отходу крестьян на отхожие промысла и сезонные работы» от 16 марта 1930 года (где под угрозой привлечения к уголовной ответственности органам власти и колхозным организациям было запрещено ставить административные барьеры на пути отхода крестьян на отхожие промыслы и сезонные работы) начался период невиданного доселе переселения из деревни в город.
Последующие постановления ЦИК и СНК СССР хоть и попытались урегулировать нежелательные миграционные процессы, но по сути лишь добавили масла в огонь. Так, постановление ЦИК и Совнаркома от 30 июня 1931 года «Об отходничестве» установило колхозникам-отходникам невиданные льготы: полное освобождение от всех отчислений с заработка в колхозный фонд; предоставление работы в колхозе после возвращения с заработков; выделение им и их семьям в таком же количестве, как и другим, части колхозного урожая; освобождение от сельхозналога и др.
Однако, повальное бегство крестьян на заработки в наиболее интенсивный период коллективизации всё более стало напрягать руководство страны. Поскольку ослабляло позиции колхозов, а стало быть — наносило удар по генеральной линии партии.
А посему подобная линия поведения отхожих крестьян была провозглашена одной из форм их сопротивления колхозному строительству. Со всеми вытекающими отсюда последствиями- обложением завышенным сельхозналогом, исключением из колхозов и т.д.
Государство, с одной стороны, заинтересованное в привлечении дополнительной рабочей силы в промышленность, и одновременно, стремившееся к равномерному распределению трудовых ресурсов между городом и деревней, всё-таки сделало свой выбор и повернулось лицом к городу…
Опомнившись и увидев плачевные результаты коллективизации, власти пошли на попятную и стали душить отходничество, как социальное явление. Этому способствовала и введённая в СССР в 1932 году паспортная система, ставившая своей целью, в том числе, предельно ограничить свободную миграцию крестьянства путем создания надёжной административной границы между населением города и деревни.
А уже 17 марта 1933 года ЦИК и СНК СССР своим постановлением «О порядке отходничества из колхозов» отменяет большинство ранее установленных для отходников льгот, сохранив лишь основной базовый тезис (наличие договора с хозорганом) да одну из льгот (предоставление работы по возвращении в колхоз). Обратите внимание, как зловеще-безапелляционно звучит последний пункт:
«… лишать права на колхозные доходы тех летунов — колхозников, которые к севу самовольно уходят из колхоза, а потом к уборке и молотьбе возвращаются в колхозы, чтобы расхищать (!)колхозное добро».
Столь радикальные меры со стороны государства позволили в начале 30-ых на корню убить отходничество в деревне, как социальное явление. И где-то лишь в 60-ые оно стало вновь возрождаться. Правда, уже несколько в иных формах и масштабах, несопоставимых с отходничеством историческим.