Северная Америка не перестает преподносить сюрпризы. Например, прежде считалось, что до Христофора Колумба нога европейца не ступала на земли на Западе. Но с годами появляется все больше и больше доказательств того, что в доколумбовую эпоху на территории Америки разворачивались настоящие драмы и гибли целые экспедиции. Все чаще в руки археологов попадают доказательства того, что скандинавы пытались основать на восточном побережье собственные колонии. Одним из таких свидетельств является знаменитый «кенсингтонский камень».

 

 

Простой американский фермер по имени Олаф Оман купил участок земли неподалеку от Кенсингтона, что в штате Миннесота. Построив там ферму, он начал расчищать свой земельный надел. Срубив огромное дерево, он принялся выкорчевывать пень. Но тот почему-то плохо поддавался. Пришлось рыть целую траншею вокруг него, чтобы сдвинуть с места. Каково же было удивление фермера, когда он увидел, что корни плотно оплетают большой камень, весом более центнера. Прямоугольный монолит был явно рукотворным изделием. Очистив его от земли, фермер увидел на нем какие-то царапины, похожие на текст.

 

 

Камень был представлен вниманию профессору Бреду, преподававшему в Миннеаполисском университете археологию. Он был главным экспертом в области скандинавской истории и рунической письменности. Углубившись в расшифровку рунической вязи, которая была на удивления красиво и аккуратно выполнена, он предъявил общественности текст, который оказался посланием, оставленным экспедицией норвежцев, побывавшей в этих местах за два века до Колумба.

 

 

Текст послания звучал так: «Нас 8 готов и 22 норвежца, участников разведывательного плавания из Винланда на запад.  Десять человек из нашего отряда остались у моря, чтобы присматривать за нашими кораблями в 14 днях пути от этого острова. Мы остановились у двух шхер в одном дне пути к северу от этого камня. Мы ушли на один день и ловили рыбу. Потом мы вернулись и нашли 10 наших людей окровавленными и мертвыми. Аве, Мария, избавь нас от зла. Год 1362».

 

 

Тем не менее, в Чикаго эксперты заявили о том, что камень является всего лишь исторической мистификацией, и отослали его обратно фермеру, который долгие восемь лет использовал его в качестве порога для амбара.

 

 

Об удивительной находке случайно узнал еще один ученный, специализирующийся на скандинавской истории. Генри Холанд не поленился и проделал долгий путь до Кенсингтона. Взглянув на камень, он сразу понял, что это не подлог. И посвятил в последующем разгадке тайны этого послания всю свою жизнь.

 

 

За 25 лет он смог собрать доказательства, которые поначалу казались невероятными. Они меняли представление об Америке, до прибытия на её землю первых исследователей из Старого Света. По его данным, за 130 лет до Колумба скандинавы отлично знали северо-восточное побережье континента и даже снаряжали экспедиции, которые уходили вглубь страны, вплоть до истоков Миссисипи. Поэтому в разных концах штата были найдены предметы, которые по идее там никак не могли оказаться: скандинавские секиры, несколько копейных наконечников и огниво.

 

 

Благодаря своим поискам, Холанд нашел на побережьем Миннесоты более двух десятков мест, где швартовались норвежцы на протяжении нескольких веков. Это были своеобразные причалы, которые представляли собой каменные глыбы, обтесанные таким способом, чтобы к ним можно было привязывать канаты, дабы судно не сносило приливом. Индейцы таких приспособлений не использовали, и камень обрабатывали иным способом. Скандинавы продвигались по Миссисипи вглубь континента. Пока не натолкнулись на засаду.

 

 

Благодаря кропотливому труду в библиотеках, Холанд смог установить и документально доказать, каким образом скандинавов занесло так далеко от родных берегов и с какой целью они обследовали просторы Миннесоты. В 1355 году норвежский король Магнус Эйриксон отправил экспедицию, которая должна была исследовать Гринландию, как тогда называли Америку.. Возглавлял её известный мореплаватель Пауль Кнутсон.

 

 

 Гринландия в те времена уже была хорошо известна, и в ней имелось несколько норвежских колоний. Многочисленный отряд, под предводительством Кнутсона, должен был выполнять миссионерскую миссию и насаждать христианство среди местных жителей. Пауль сотоварищи пропали на долгие девять лет.  На родину они вернулись лишь в 1364 году, и никто не знает о результатах того похода.

 

 

Считалось. что экспедиция должна была позаботиться о судьбе норманнов, обитающих в Гринландии. Однако те ушли к коренным жителям и ассимилировались среди индейцев. В своих трудах Холанд пишет: «Пауля Кнутсона и его спутников, как благочестивых католиков, должна была испугать мысль о поселенцах, отпавших от христианства, так как, по представлениям того времени, они этим самым добровольно отдались во власть дьявола. Король и исполнители его воли, как верные сыны средневековой церкви, считали своим долгом следовать за этими отщепенцами на край света и любыми средствами спасти их от высшей кары. Это несомненное самоотречение во имя веры вполне объясняет и долгое отсутствие экспедиции».

 

 

Известно, что 30 скандинавов из экспедиции не вернулись на родину. Никто не уточняет, что стало с ними, однако ясно, что 10 человек погибли в бою. Остальные могли примкнуть к индейцам. Нет сомнений, что рунические надписи принадлежат одному из шведов, так как она составлена на древнеётландском диалекте.

 

 

Оставшиеся в живых смешались с коренными жителями. Доказательством этого служит упоминание о племени манданы, которые обитали в верховьях Миссисипи и являлись самым удивительным из всех существовавших. У некоторых из них была белая кожа и голубые глаза. Среди них встречались и натуральные блондины. Жили они в избах, похожих на скандинавские срубы. И веровали в Спасителя, знали о непорочном зачатии, потопе и ковчеге.

 

 

Сомнения развеяли геологи, которые заявили, что возраст надписи на камне — более 600 лет.  Иными словами, мистификации быть не может. В конечном счете, камень был доставлен в Национальный музей в Вашингтоне. Где он и находится ныне, оставаясь самой удивительной исторической находкой Нового Света.

 

Loading