10 лет в тесной клетке после блистательной карьеры на цирковой арене. Бывшую звезду манежа медведя Тишку волонтёры нашли посреди леса в измождённом состоянии. После того, как история разлетелась по Сети, косолапый обрёл новый дом и скоро обзаведётся собственной берлогой.  https://utv.ru

 

Хасан Идиятуллин, фермер: «Где-то через недельку будет сруб готов. Рубщик — профессионал. Я ему говорю: «Заказываю у тебя, потому что ты лучший плотник». На Тишку будет приезжать смотреть весь мир!»

 

Отпустить зверя на свободу не выйдет — уж слишком он привык к людям. Поэтому просторный вольер, целое корыто горячей еды Тишка обрёл в Иглинском районе на ферме Хасана-абзыя.

 

 

Хасан Идиятуллин: «Медведи у нас уже 14 лет живут. Есть опыт. Да, первые два года тяжело было. А потом поехали к одному товарищу в Челябинске. Он нам рассказал: кормить нужно этим, этим и этим. Как начали правильно кормить, всё стало нормально. Не оскудеет дающая рука. Когда человек многофункционален и отвечает за первое, второе и третье, ему уставать, болеть и стареть некогда.  Вот полторы тонны пшеницы. Съедается за два-три дня. У Тишки рацион — 50 килограммов в день».

 

 

На огромной территории фермы бок о бок с медведями живёт и традиционный домашний скот. Табун лошадей, стадо коров, птица — все уместились под одной крышей. Главные принципы в управлении большим хозяйством, признаётся Хасан-абзый — это многофункциональность и рациональность.

 

 

Хасан Идиятуллин: «Вот конюшня. Это достопримечательность России. 5 680 квадратных метров! Такой площади единым массивом под одной крышей в России нет. Здесь всё механизировано. Сено раздаём, навоз убираем. Большая площадь даёт человеку возможность думать с запасом. И это уют для животных».

 

Внутри конюшни 25 ворот, а места так много, что спокойно может развернуться грузовая машина. Больше всего места отведено лошадям и их соседям павлинам.
Хасан Идиятуллин: «У нас сейчас павлинов где-то 230. Я хочу довести их до 1000».

 

 

Заходим в следующий зал. И на первый взгляд кажется, что он ничем не занят. Но стоит только открыть вольер и уже через несколько секунд в помещении будет негде ступить.
Хасан Идиятуллин: «Диетическое, ценнейшее и дешёвое мясо уток! Получены без инкубатора — дешевизна! Воспитаны своей мамой — дешевизна! Выращены на естественных кормах — дешевизна! В этом направлении у нас появляется новая производственная емкость».

 

 

Но мясо — это далеко не единственный товар, которым промышляет ферма Идиятуллиных. Здесь взращивается целая культура употребления кумыса. А в представлении главы семейства, в напитке башкир, как и в хорошем вине, нужно уметь разбираться.

Ad 3
Advertisements

 

 

Хасан Идиятуллин: «Нас спрашивают: «Как же вы делаете кумыс? У вас он совсем другой». Даже если ты делаешь лучший кумыс, то потребитель этого не поймёт. Потребителю нужно объяснять, как его пить. Люди не умеют пить его. Человек приходит покупать и мы спрашиваем: «Кто будет пить? Дети? Женщины? Пожилые? А когда будете пить?». Мы сразу объясняем и даём тот кумыс, который ему нужно пить».

 

 

Всю свою жизнь Хасан Идиятуллин работал в колхозах. Но в один день его страна сменила флаг и название. Однако свой образ жизни фермер решил не менять.

Хасан Идиятуллин: «Ещё в советское время всё было очевидно: недостатки производства, технологий и управления. Но Горбачёв огласил перестройку. Не нужно было перестраивать. Я тогда молодой был, но всё понимал! С трибуны кричал, писал и бил в колокола. В колхозах, где я работал, дела шли хорошо. Лбом скалу не прошибёшь, и я решил — покажу всем, как нужно работать. И я показал! Мы впятером даём объём производства,  как 150 человек!»

 

 

Планов по развитию фермы много — увеличить поголовье скота и производство продукции, возвести ещё несколько крупных построек и усовершенствовать технологии. Но когда мужчине напоминают о его возрасте, он говорит, что дело всей своей жизни со спокойной душой оставит детям.

 

 

Хасан Идиятуллин: «Здесь им приятно и уютно. И внуки здесь растут. Свежий воздух и экологически чистая еда. Вот мой сын едет на тракторе. Утром он был селекционер, потом зоотехник. Сейчас у него свои дела. Каждый работает, сколько может и как он может. И все члены нашего  сообщества знают, чего они сегодня стоят. Они воспитаны не тупыми потребителями. Они знают, какое тут обеспечить своё трудоучастие».

 

Хасан Идиятуллин: «А ведь кто кому мешает? Не ленись ты. Создай свою империю! Создай! Построй! Внукам, детям и правнукам оставь! Сделай так, чтобы это было достоянием и посёлка, и республики, и России!»

 

 

Егор Полтарыхин.

Loading