По поручению правительства РФ Минэкономразвития разработало законопроект, в соответствии с которым будет разрешено заниматься предпринимательством на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства. Источник: https://uldelo.ru
Поправки планируется внести в Кодекс об административных нарушениях и Налоговый кодекс. Пока же существующее законодательство (часть 3 статьи 8.8 КоАП) гласит: неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, в указанных целях может повлечь для граждан наложение штрафа в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости участка, но не менее 20 тыс. рублей.
Такая мера многим предпринимателям кажется слишком суровой: существование жесткого правила по использованию земельных участков для жилищного строительства создает много проблем тем, кто хочет или вынужден использовать землю для предпринимательской деятельности.
К слову, в Европе бизнес на приусадебном участке довольно распространен. Многие семьи там используют свои дома не только для проживания, но и для размещения, скажем, химчисток, пекарен или хостелов с соответствующими вывесками и баннерами.
Но есть и противоположная сторона вопроса. «К самой идее занятия бизнесом на участках, предназначенных для жилищного строительства, можно относиться по-разному. В поселке, вероятно, мало кто будет рад тому факту, что сосед вместо жилого дома построил автомойку или пивной ресторан и при этом никак не отвечает за то, что использует свой участок не по целевому назначению. С другой стороны, сегодняшнее законодательство в принципе достаточно скупо говорит о том, может ли владелец уже построенного частного дома вести в его гараже или на иной территории предпринимательскую деятельность и не рискует ли он за это заработать штраф», — пишет портал «Русская планета».
По мнению председателя комитета по жилищным правоотношениям ООО «Гражданская лига по вопросам жилищных, земельных правоотношений и территориального общественного самоуправления» Владимира Хомякова, разрабатываемый в Минэкономразвития законопроект в первую очередь призван защитить собственность и собственников.
— Ведь если задуманное собственником земли, находящейся в статусе ИЖС, строительство бензоколонки не вписывается в генплан, где надо регистрировать и согласовывать любой объект строительства в обязательном порядке, то его строить и так не разрешат. Но существующие в дополнение к этому запрету штрафы являются не чем иным, как рэкетом. Такие штрафы не фиксируются и уходят исключительно в карман чиновника. В данном случае ведомство справедливо пытается защитить собственников земельных участков, — цитирует г-на Хомякова «Русская планета».
«Гаражная экономика»
Предприимчивые граждане России, которые не могут себе позволить аренду коммерческой недвижимости, часто решают задействовать под бизнес не только личные участки или дома, но и гаражи. Помещения, предназначенные для личного авто, «трансформируются» в мастерские шиномонтажа, автомойки или ремонтные мастерские. Это явление получило название «гаражная экономика».
Эксперты отмечают: экономический кризис в стране все больше «загоняет» российский малый бизнес в гаражи. Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники» на прошлой неделе опубликовал результаты мониторинга в рамках проекта «Гаражная экономика». Специалистам фонда удалось выяснить: сейчас даже в крупных городах во многих частных гаражах кипит предпринимательская деятельность. В этих помещениях открываются мебельные цеха, шашлычные, кондитерские и даже… гостиницы!
15% трудоспособного населения крупных, но небогатых городов России вовлечено в «гаражную» экономику», — таков главный итог исследования (из крупных городов изучались Ульяновск, Саратов, Казань, Набережные Челны, Тольятти, Пермь, Анапа и Нижний Новгород).
Соавтор проекта, аспирант Ульяновского государственного педуниверситета Сергей Селеев отмечает неоднозначность ситуации. Даже если бизнес легализован (зарегистрировано юрлицо или ИП), он не может осуществлять свою деятельность в гараже — это незаконно. При этом муниципальные власти, как утверждает г-н Селеев, в курсе происходящего.