Уже к 2024 году объем продаж в Интернете, по прогнозам аналитиков,  вырастет до 7.2 трлн рублей в год, но, открывая свой интернет-магазин, нужно уделить внимание не только ассортименту, но и юридическим аспектам, о них сегодня и поговорим. Источник: https://www.9111.ru

 

 

Перед запуском

В работе интернет-магазина важно соблюдение законодательства, основные принципы электронной торговли прописаны:

  • в законе «О защите прав потребителей»,
  • в законе «О персональных данных»,
  • в постановлении Правительства от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»,
  • КоАП РФ.

 

 

Требования законодательства касаются всей доступной покупателю информации о товаре и продавце, публичной оферты, условий использования сайта, продажи, возврата и доставки, а также обработки персональных данных. За их нарушение физическому лицу грозит штраф до 300 000 руб., а юрлицу — до 1 млн руб.

 

 

За соблюдением правил работы с персональными данными следит Роскомнадзор, а нарушения прав потребителей фиксирует Роспотребнадзор.

 

 

Оформите уголок потребителя

 

 

Предоставьте вашему клиенту возможность ознакомиться с юридическими документами, которые помогут и ему и вам в случае проблем. Для этого:

Advertisements
  • Составьте и опубликуйте оферту. Пропишите в ней все права и обязанности покупателей, а также условия покупки и возврата.
  • Укажите в карточке товара информацию о нем: кем, когда и где произведено, состав, срок годности, адрес производителя – в общем все, что обычно указывают на этикетке товара.
  • Разместите информацию о себе: ваше полное юридическое название и адрес, номер телефона, почту. Обычно это делают в подвале сайта или в отдельной вкладке.

 

 

·       Как брать деньги с покупателя?

 

 

  • Магазины с оплатой картой вызывают куда больше доверия, нежели магазины, где такой функции нет. Согласитесь, куда приятнее заполнять данные в красивом окошке банка, чем переводить деньги напрямую.
  • Чтобы клиенты могли расплачиваться на сайте, вам нужно подключить онлайн-кассу с фискальным накопителем (это цифровой аналог ленты в кассовом аппарате). Накопитель собирает информацию о платежах и передает её оператору фискальных данных. Оператор, в свою очередь, отправляет данные в ФНС, а клиенту высылает квитанцию по электронной почте. Если оплата картой происходит в момент доставки, то курьер должен иметь при себе портативный платежный терминал и распечатанную квитанцию об оплате для покупателя.

 

 

·       Доставка

 

 

  • Все интернет-магазины обязаны предоставлять услугу доставки, способ и сроки следует прописать в оферте (помните, я о ней уже писал). Не поленитесь расписать: сколько будет стоить доставка и сколько она будет идти. Отдельно уделите внимание моменту изменения сроков доставки, это часто вызывает споры между продавцом и магазином.

 

 

Персональные данные

 

 

  • Совершая покупку, покупатель передает продавцу свои персональные данные: имя, номер телефона, адрес, e-mail. Поэтому интернет-магазин считается оператором персональных данных. Это означает, что продавец должен получить согласие покупателя на сбор и обработку данных и рассказать, как и для чего он будет использовать эту информацию.

 

 

  • Создайте политику конфедициальности

 

 

  • Оператор обязан предоставить клиенту доступ к документу, который регулирует сбор и обработку персональных данных. Такой документ обычно называют политикой конфиденциальности или политикой обработки персональных данных. Разработать политику можно самостоятельно на базе стандартной формы или с помощью юриста.
  • Принцип простой: чем больше в документе специфических нюансов вашего бизнеса, тем меньше рисков. Если политики на сайте нет, вам грозит штраф до 50 000 руб.

 

 

Разместите на сайте пользовательское соглашение

 

 

  • Укажите в нем всю информацию, которую оператор будет собирать, включая файлы cookie. Можно подготовить и отдельное соглашение об обработке персональных данных, которое позволит клиенту лучше понять свои права.
  • Доступ к этим документам должен быть свободным. При этом важно, чтобы их контент соответствовал закону о персональных данных. Например, вы не можете написать, что имеете право передать кому-либо данные пользователя без его согласия, поскольку это будет явным нарушением закона.

 

 

  • Подтвердите согласие на обработку данных

 

 

  • Важно убедиться в том, что посетители сайта согласны со всеми его правилами. Обычно пользователь подтверждает свое согласие, поставив отметку в электронной форме.

 

 

  • Проверьте свои серверы

 

 

  • Немаловажный момент. Персональные данные российских граждан должны храниться только на серверах, которые расположены на территории России. За нарушение этого требования предусмотрен штраф до 6 млн руб. (за повторное нарушение — до 18 млн руб.), при этом доступ к сайту может быть заблокирован Роскомнадзором по решению суда.

 

 

Дайте пользователю возможность отказаться от обработки персональных данных

 

 

  • Пользователь имеет право в любой момент отозвать свое согласие на сбор, хранение, обработку персональных данных, а интернет-магазин как оператор обязан прекратить обработку данных в течение 30 дней. Создайте отдельную форму, заполнив которую пользователь сможет отказаться от обработки данных.

 

 

Соблюдая данные предписания вы создадите базовую подушку безопасности для своего бизнеса в работе с клиентами, а также отгородите себя от штрафов регуляторов, что уже приятно.