Город Хеврон считается самым старым из всех городов Израиля. В самой древней его части (около 30 километров от Иерусалима) располагается пещера Махпела, которую часто называют Пещерой Патриархов. В иудаизме Махпела считается вторым по святости местом после Храмовой горы. Почитают пещеру также христиане и мусульмане.

 

 

В текстах Ветхого Завета отмечено, что в пещере похоронены библейские патриархи Авраам, Исаак и Иаков. По утверждению Иосифа Флавия, здесь же покоятся сыновья Иакова. Иудеи считают, что в Махпеле находятся тела Адама и Евы.

 

 

Название «Махпела» в переводе с иудейского означает «двойная, парная». До настоящего времени пещера остается практически неисследованной.

 

 

Путешествуя по Святой земле в середине XII столетия, в ней побывал Вениамин Тудельский, раввин из наваррского города Туделы. Он написал: «И там есть большое помещение. В нем собирались евреи для молитвы во время власти мусульман… А в пещере горят шесть светильников, денно и нощно, возле могил. И еще там стоит много бочек с костями умерших народа Израиля, который хоронил там своих мертвых. Каждый человек приносил туда кости своих предков, которые и лежат там по сей день».

 

 

Вход в пещеру Махпела замурован. Во многих легендах сказано, что те, кто в нее спускались, теряли дар речи и умирали. Поэтому на проникновение в пещеру был наложен строжайший запрет.

 

 

Попытку попасть внутрь предпринял в 1968 году министр обороны Израиля Моше Даян, который был большим любителем истории и археологии. Попытка оказалась неудачной из-за того, что вход, ведущий вниз, имел диаметр 28 сантиметров.

 

 

Спуститься вниз отважилась дочь одного из израильских офицеров, 12-летняя худенькая девочка по имени Михаль. Оказавшись внутри, она сделала карандашные наброски и фотографии.

 

 

О спуске смелой девушки рассказал Моше Даян в своей книге «Жить с Библией»: «Первой спустилась по нему Михаль, дочь одного из наших офицеров, тоненькая двенадцатилетняя девочка, отважная и сметливая, не побоявшаяся не только духов и бесов, существование которых не доказано, но и змей и скорпионов, которые являются вполне реальной опасностью. …Спустившись в пещеру с фонарем и фотоаппаратом, она сделала фотоснимки и наброски увиденного карандашом. Выяснилось, что в подземелье имеются надгробия, арабские надписи Х в. по Р.Х., ниши, ступеньки, которые ведут наверх, хотя вход заделан, мало того, на фотоснимках не было видно следов двери».

 

 

Описала свой спуск и сама Михаль: «В среду 9 октября 1968 года, мама спросила меня, не соглашусь ли я спуститься в подземелье под Меарат ха-Махпела. …Машина тронулась и вскоре мы были в Хевроне…Я вылезла из машины и мы пошли в мечеть. Я увидела проем, через который должна была спуститься. Его вымерили, его диаметр равнялся 28 см. Меня перевязали веревками, дали фонарь и спички (чтобы определить состав воздуха внизу) и начали спускать. Приземлилась я на кучу бумаг и бумажных денег. Я оказалась в квадратной комнате. Напротив меня были три надгробия, среднее более высокое и более разукрашенное, чем два других. В стене напротив был небольшой квадратный проем. Наверху немного отпустили веревку, я пролезла через него и очутилась в низком, узком коридоре, стены которого были высечены в скале. Коридор имел форму прямоугольной коробки. В конце его была лестница, и её ступеньки упирались в заделанную стенку…Я вымерила шагами узкий коридор: он равнялся 34 шагам. При спуске я насчитала 16 ступенек, а при подъеме только пятнадцать. Я поднималась и опускалась пять раз, но результат оставался тем же. Каждая ступенька была высотой 25 см. Я взошла по ступенькам в шестой раз и постучала в потолок. Раздался ответный стук. Вернулась назад.

 

 

Мне дали фотоаппарат, и я спустилась снова и сфотографировала квадратное помещение, надгробия, коридор и лестницу. Снова поднялась, взяла карандаш и бумагу и снова спустилась, и сделала наброски. Вымерила комнату шагами: шесть на пять. Ширина каждого надгробия равнялась одному шагу и расстояние между надгробиями тоже одному шагу. Ширина коридора равнялась одному шагу, а его высота — примерно одному метру. Меня вытащили. При подъеме я обронила фонарь. Пришлось снова спускаться, снова подниматься. Михаль.»

Ad 3
Advertisements

 

 

После спуска Михаль, контроль над пещерой передали в руки ВАКФа (мусульманского религиозного управления имуществом и недвижимостью. И ВАКФ запретил любые попытки проведения в пещере археологических работ.

 

 

Осенью 1981 года проникнуть внутрь пещеры попыталась группа еврейской молодежи. Подняв ломами небольшую (примерно 40×40 сантиметров) мраморную плиту, они спустились по ступенькам лестницы в коридор, который описала Михаль. Пройдя далее по коридору, молодые люди попали в комнату, где находились надгробия. В найденных гробницах ничего не было. Заметив, что из-под каменного пола тянет ветерком, вскрыли его ломом и увидели идущий вниз лаз. Обнаруженный лаз оказался входом в подлинную пещеру Махпела, которая и в самом деле оказалась двойной.

 

 

Позже один из участником несанкционированного проникновения по имени Ноам Арнон рассказал: «Никогда не забуду, как мы стали ползти по этому лазу все ниже и ниже, и наконец оказались в пещере, которая и в самом деле была из двух залов – это ясно просматривалось в свете фонарика. Идти там было нельзя – пещера была засыпана землей. Я пополз дальше и вдруг обнаружил, что ползу по человеческим костям. До сих пор, когда вспоминаю об этом, меня пробирает озноб. Одновременно я заметил лежавшие вокруг осколки керамики… Наверное, можно было попытаться раскопать завалившую пещеру груду земли, и тогда мы сделали бы удивительные открытия. Но мы решили, что с нас достаточно, и стали возвращаться назад, прихватив с собой несколько черепков. Как было потом установлено, керамика, останки которой мы собрали, была сделана порядка трех тысяч лет назад, в эпоху Первого Иерусалимского Храма…»

 

 

На следующий после спуска день разразился жуткий скандал. Члены ВАКФа потребовали строго наказать молодых евреев, которые, по их мнению, осквернили святое место.

 

 

По распоряжению генерала Биньямина Бен-Элиэзера, которому подчинялась Хевронская комендатура, прорытый юношами проход в течение нескольких дней никто не заделывал. Существует предположение, что в эти дни проводились археологические работы и осмотр пещеры, результаты которых в дальнейшем были засекречены израильской армией. Через несколько дней вскрытый пол наглухо забетонировали.

 

 

Проникновение молодых людей в пещеру подтвердило, что в Махпеле есть не только искусственно сделанный коридор, заканчивающийся тупиковой комнатой, но и естественная пещера, тайна которой так и осталась нераскрыта.

 

 

В настоящее время ведущий в пещеру проем закрыт массивной каменной плитой, спуск в нее запрещен. За тем, чтобы никто не нарушил запрет, постоянно следят надзиратели расположенной над пещерой мечети и израильская полиция. Единственное остающееся открытым отверстие находится под балдахином на четырех столбах. В него по мусульманскому обычаю опускают вниз неугасимую лампаду. Свет лампады должен напоминать всем посетителям Меарат ха-Махпела свет райского сада, который по преданию увидел праотец Адам.

 

 

Определить, когда вокруг пещеры были возведены стены, когда была создана подземная комната, лестница и коридор, не представляется возможным. Нет ясности и в вопросе, где именно находится прах захороненных праотцов. Пещера продолжает хранить свою тайну.

 

 

Михаил Осташевский.

Loading