Большинство знакомых мне владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ)  называют главной проблемой, мешающей широкому распространению более дорогих, но значительно полезнейших для здоровья продуктов – «испорченный вкус» горожан. Вот что, например, говорит мой односельчанин Василий, торгующий на рынке мясом кур и молочными продуктами: «На мой взгляд, одна из основных причин — в том, что горожанин  давно отвык от вкуса курицы домашней. Она же другая совсем, и многим не нравится её натуральный и естественный вкус. Привыкли уже к химозной курятине, которая мягкая и ничем не пахнет. Привыкли к молоку, которое не пахнет живой коровой, к сметане жидкой и нежирной.  Творог им тоже не нравится, потому что кислит. В  общем, отвык народ от натуральных продуктов, мало кто уже  помнит натуральный вкус…»

Ему вторит соседка Елена: «Да, натуральный вкус деревенских продуктов не нравится очень многим. Потому что, не говоря уже о вкусе и запахе,  желудки горожан просто не выдерживают натуральных сметаны, творога, молока…»

Думаю, с этим трудно не согласиться. Давайте поэтому, как говорится, углубимся в историю вопроса. «Во времена укромные, теперь почти былинные». При царе-батюшке, к примеру, производители продуктов не вводили химические добавки ни в корм для птицы и животных,  ни в пищу, предназначенную для населения. По одной простой причине – таких добавок просто не существовало. Поэтому и царская семья, и самые бедные крестьяне ели примерно один и тот же продукт, может быть, только немного по-другому приготовленный.

После революции и в течение длительного времени технологии выращивания живности и приготовления из нее пищи насущной также не претерпевали особых изменений. Однако уже при Хрущеве, особенно после его знаменитой поездки в США, колхозы и совхозы начали активно применять химические удобрения для роста урожайности всех без исключения сельхозкультур.

Многие также помнят советские сыр и колбасу «для широких слоев населения», которые все меньше походили на «первоисточники». Ну, время такое было – тотальный дефицит, страну нужно было хоть чем-то кормить. Пусть даже такими продуктами, в состав которых входили более не мясо и молоко, а жилы и сыворотка. Поговаривали, посмеиваясь,  даже про колбасу из туалетной бумаги; но в любой шутке, как известно, есть доля шутки.

Однако достижения Союзпищепрома совершенно меркнут по сравнению с тем,  как производство продуктов питания развернулось на просторах постсоветской России. ГОСТы отменили, введя в оборот  аббревиатуру «ТУ» — технические условия. Теперь каждый, даже небольшой завод, производящий, например, тушенку,  мог разработать свои технологические требования и смело внедрять их в жизнь, не опасаясь последствий.

Ad 3
Advertisements

А потом грянуло – импортозамещение! Дельцы от продуктового бизнеса ударились, как говорится, во все тяжкие. Рекой потекло печально известное пальмовое масло, вагонами повезли из-за кордона ранее запрещенные пищевые добавки. Плевать, что колбаса пахнет хлоркой, куры напичканы всякой химической дрянью, творог горит и при этом  воняет жженной пластмассой, сыром можно забивать гвозди. Зато можно зарабатывать миллиарды, не опасаясь санкций почти забытого за ненадобностью Роспотребнадзора…

Пора признаться самим себе, уважаемые посетители «Перекрестков», «ОКеев» и прочих ашанов: плохие парни, преследуя свои нехорошие цели,  испортили-таки нам вкус. Окончательно и бесповоротно? Да, если мы и в дальнейшем будем есть сами и кормить наших детей откровенной отравой. Нет, если, преодолев благоприобретенное недоверие к крестьянину, качеству производимой им продукции — будем и в дальнейшем покупать у него еду, выращенную в деревне, без «пальмы» и пищевых добавок.

Вкус к натуральному, даже сильно испорченный за прошедшие годы, еще можно восстановить.

Спасибо за внимание.

Михаил Михайлов.

 

 

Loading