В поселке Дубовый Ключ рядом с Уссурийском пенсионеры Иван Григорьевич и Любовь Григорьевна Лещенко почти двадцать лет спасают и выкармливают гималайских мишек. И точно могут сказать, что дело это затратное, как по финансам, так и по физическим усилиям.

Иван Григорьевич и Любовь Григорьевна Лещенко стараниями местной власти оказались заложниками собственной сердобольности и ответственного отношения к делу. На протяжении более пяти лет пожилые супруги, бывшие охотоведы, приютившие у себя медвежат, конфискованных Охотнадзором у браконьеров, обращались в различные государственные инстанции и организации, вплоть до общественной приемной В.Путина, с просьбой пристроить десять своих косолапых питомцев в более подходящее для них место, чем частная усадьба в жилом поселке. Однако, вместо помощи, пенсионеры дождались лишь судебного иска о незаконном содержании диких животных.

Иван Григорьевич, которому недавно исполнилось 77 лет, рассказал о том, как появился этот питомник:

«Всю жизнь я проработал охотоведом в управлении госохотнадзора. Каждый год по весне мы подбирали молодняк: то поросенка, то косулю, которые отбились от матери. Понятно ведь, что им самим в лесу не выжить. Я предложил начальству управления охоты отгородить вольер для этих найденышей рядом с моей дачей в Дубовом Ключе. Загородили гектар территории и сделали вольер для передержки молодняка диких животных. Вскоре сирот начали свозить со всего Приморья».

В 2005 году управление охоты ликвидировали, и вольер остался на попечении Ивана Григорьевича. В то время в нем находилось 8 косуль, два диких кабана, два камышовых кота, 4 медвежонка и разная птица. Вскоре пенсионеры поняли, что не могут прокормить всех питомцев. Тогда вольер разгородили, и все его обитатели – камышовые коты, птица, кабаны и косули – ушли в лес. А медвежата остались. Выпускать их Иван Григорьевич и Любовь Григорьевна не рискнули — выросшие в неволе медведи не выживут в тайге.

Впрочем, четырьмя медвежатами дело не закончилось. На тот момент пришелся пик охоты за дериватами. Желчь и медвежьи лапы уходили в Китай, а питомник пополнялся осиротевшими медвежатами. Случалось, за сезон вольер пополнялся на 10-20 мишек.

«Конечно, прокормить 10 гималайских мишек тяжело,— говорят супруги. В основном мы подбираем на китайском рынке некондиционные овощи и фрукты. А недавно Россельхознадзор забраковал партию айвы, и сухофрукты попали в медвежий рацион. Мишки с удовольствием ели плоды несколько дней».

Супругам помогают и простые люди: для туристов, которые приезжают посмотреть на мишек и пофотографироваться, стоит специальная баночка для сбора средств.

В лес этих гималайских медведей, привыкших кормиться из рук человека, выпускать нельзя: и сами они не выживут, и для людей могут быть опасны. В дикой природе популяция гималайских медведей стремительно сокращается, каждая особь ценна для выживания вида.

Ad 3
Advertisements

Однако, несколько лет назад, после обращения в приемную Путина, просьбу супругов Лещенко «спустили» в местные органы власти, и, в итоге, трех мишек у них действительно забрали, намереваясь передать в ФГУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» и ФГУ ГОЛОХ «Орлиное».

— Это были три танцующих мишки: Шурик, Кеша и Стеша, Да так они лихо отплясывали! — вспоминает Иван Лещенко. — Но «Удэгейская легенда» отказала в приемке по причине отсутствия финансирования. Поэтому их просто вывезли в Шкотовский район и выпустили в дикую природу в самый разгар охотничьего сезона, и всех мишек, привыкших к людям, тут же перебили…

По сообщениям прессы, в частности, уссурийской газеты «Коммунар», в начале осени мэр г. Уссурийска вошел в положение пенсионеров Лещенко и пообещал, что одна часть медведей переедет под Уссурийск, в городок аттракционов, а другая часть – на Лотосовое озеро.

Срок медвежьего переселения был определен – в конце сентября супруги Лещенко должны были распрощаться со своими косолапыми питомцами, передав их на попечение предпринимателей, развивающих туристический бизнес.

Но сентябрь закончился, и Иван Григорьевич начал опасаться, что зимовать ему снова придется с медведями. Дело-­то привычное, но в этом году он серьезно заболел, возраст у них с Любовью Григорьевной весьма почтенный: обоим по 77 лет…

Наконец, РИА Новости сообщило , что четыре самки и шесть самцов белогрудых гималайских медведей переданы под опеку Уссурийского общества охотников и рыболовов. Хочется верить, что это и есть благополучный финал этой истории.

https://smitsmitty.livejournal.com/

Loading