Сергей Арищенко и Алена Липинская уверены, что работа должна быть там, где человек, а не наоборот. Пять лет назад молодая семья ухватила на аукционе 25 соток логойской земли, оставила Минску парочку лишних квадратных метров и растворилась где-то в бесконечной замкадной тишине.

Молодожены построили небольшой дом, обзавелись ушастой собакой и дерзким котом и продолжили дело, начатое в столице. Говорят, с тех пор ничего не изменилось ни в Минске, ни у них: какая разница, где жить, интернет-то везде одинаковый. А еще там отопление не выключают.

Участок за $5000 и война за чистоту

Участок искали долго, пока не наткнулись на аукцион, где за $5000 предлагали 25 соток в деревне Корбачевка. Сгоревший давным-давно дом был завален мусором и спрятан под суровыми сорняками в рост человека. Теперь же на остатках фундамента — английский сад, сорняки мертвы, хозяева довольны.

Ребята вместе учились в Академии искусств. Потом из студентов Сережи и Алены превратились в скульпторов Сергея Арищенко и Алену Липинскую. Поженились.

— У нас не самая типичная профессия. Раньше скульпторов даже не распределяли, потому что мест не могли найти: художник может либо работать на себя, либо преподавать. Для преподавания мы слишком молоды, поэтому сразу начали крутиться.

У людей нашей профессии очень остро стоит вопрос мастерской. Несколько лет мы арендовали помещение у Союза художников. Это, пожалуй, лучшие мастерские в стране, но арендная мастерская — это в принципе проблема: они обычно находятся возле жилых помещений, там много ограничений, а к тому же ее всегда можно лишиться. А вместе с ней — и работы, — рассказывает Алена.

 

Пока ребята арендовали мастерскую, жить приходилось с родителями: надо было выбирать между жильем и работой, без которой, собственно, не было бы и жилья. Обзавестись и тем и другим в обозримом будущем было объективно невозможно, поэтому однажды молодожены просто решили раз и навсегда разобраться с вопросом, объединив мастерскую и дом в одном помещении.

 

Строительство в четыре руки

Когда молодожены только купили участок, вокруг не было вообще никого: соседняя деревня опустела, а вблизи не было даже брошенных домов. Первый сосед начал строить два каркасных дома только в прошлом году. Да и он появляется здесь редко.

— Начали расчищать участок и параллельно разрабатывали проект. В этом плане нам повезло: базовые знания об архитектуре нам дала академия, а среди знакомых есть много инженеров, архитекторов, конструкторов — всегда можно проконсультироваться, — рассказывает мужчина. — Обычный дом не подходил: нам нужно было помещение не только для жизни, но и для работы. Мы пытались спроектировать здание без столбов, колонн и перегородок, но архитекторы в один голос говорили, что ничего не выйдет. Кроме того, потолки должны были быть не меньше шести метров (для скульптуры нужен специальный свет), а окна должны располагаться по всему периметру комнаты, чтобы солнце светило на протяжении всего дня. Начали изучать инженерные и архитектурные работы, искать информацию, формулы для расчетов.

— Мы долго копались в интернете и пробовали что-то придумать, но оставалась масса вопросов. И вот как-то мы поехали в Калининград и случайно попали в старую немецкую кирху, которая, наконец, помогла нам понять, как построить достаточно большую комнату без колонн. Там пролеты метров по пятнадцать, а по нашим подсчетам было всего девять (ровно столько, сколько допускают наши инженерные расчеты).

Приехали домой, все высчитали по формулам, Сергей нанял подсобников и буквально за неделю все сделал, — вспоминает Алена. — Правда, был момент, когда стало реально страшно: закинули на крышу балки, а они начали прогибаться… Думаем: блин, ну как так, мы же все рассчитали! Но когда конструкцию замкнули, балки выпрямились, стали жесткими, и мы выдохнули: получилось, все сделали правильно даже без привлечения профессионалов.

Все работы молодожены делали сами. Нанять профессионалов решили только на этапе утепления второго этажа: просто не осталось сил делать самим.

Ad 3
Advertisements

Конечно, в условиях ограниченного бюджета стройка затянулась — заселиться получилось только спустя три года. Тогда дом еще не был достроен, но здесь было все необходимое для жизни, включая воду, канализацию и электричество.

— Если считать все расходы на строительство (даже самые мелкие), стоимость прокладывания сетей и цену участка, мы потратили около $32 тыс. Конечно, работы здесь еще крайне много, и тратиться можно до бесконечности. В будущем мы вообще мечтаем окончательно переоборудовать эту постройку в мастерскую, а с другой стороны участка возвести дом. Но даже недостроенный маленький домик не идет ни в какое сравнение с квартирой в минской панельке.

 

Делай быт

Планировка в доме творческой семьи не самая обычная: весь первый этаж площадью 82 кв. м занимает громадная студия, которая объединяет кухню, гостиную и мастерскую.

Отапливается помещение печкой-буржуйкой. За два года жизни семья привыкла регулярно приносить дрова и разжигать огонь. Теперь и не помнят, как было раньше.

— В городе многие вещи воспринимаешь как должное, в деревне же все чуть сложнее: работы здесь действительно больше. Но мы привыкли и теперь не обращаем на это внимания. Зато здесь задумываешься о других вещах. В Минске все модники говорят об экологических проблемах, но кто из них сделал хоть шаг к исправлению ошибок? Какой процент горожан сортирует мусор? В деревне же это вынужденная мера: здесь в мусоровоз попадает только крохотная часть всех отходов — стекло и пластик, остальное сжигается, отдается животным или превращается в компост. Здесь жизнь вообще меняется. Не сразу, постепенно, в мелочах — но меняется, — философствует Сергей.

— Когда ездили к бабушкам и вкалывали там на картошке, думали: никогда в жизни у меня не будет огорода! А сейчас вот как оно сложилось, — улыбается хозяйка.

— Просто во всем нужна мера. Необязательно же вкалывать как проклятый и сажать сорок мешков картошки, чтобы потом горбатиться весь сезон. Вот у японцев же есть традиция высаживать дома пару квадратных метров риса, чтобы потом на праздники делать лепешки и угощать ими родственников. Почему у белорусов не может быть такой традиции? Мы травки растим, баклажаны, перец болгарский — всего по чуть-чуть. Даже как-то интересно стало, — продолжает Сергей.

Искусство — сложный бизнес, непостоянный. Скульптура стоит дорого, а с пустым холодильником о высоком думают редко. Покупают еще реже. Сергею и Алене в этом плане повезло: созданный ими проект приносит постоянный доход и отлично поддерживает  в не самые рыбные месяцы.

Я бы не сказал, что в деревне жить дешевле. Наверное, примерно так же (на чем-то экономишь, а где-то и больше тратишь), но обитаем мы не дальше жителей некоторых спальников, а за такие же деньги можем позволить себе намного больше. И дышится тут легче.

https://realt.onliner.by

Loading