Уфа-Шигири — татарская деревня в Михайловском районе Свердловской области. От множества обычных поселков она отличается тем, что на 500 жителей тут работают три мечети, а местную школу поддерживало ЮНЕСКО. Школа — первое, что бросается в глаза, когда только въезжаешь в поселок. Двухэтажное здание из красного кирпича стоит на краю поселка. Как говорит таксист, сюда учиться съезжаются ребята с ближайших деревень.
 

ТАТАРЫ

 

Краевед Шамси Шахмаев живет рядом с рекой Уфа. Через узкое русло перекинут пешеходный мост, но ходить по нему уже нельзя — доски прогнили. Шамси родился в Уфа-Шигири, здесь же ходил в школу. Он преподавал математику, физику и химию, а потом стал главой местного сельсовета. Планировал выпустить книгу о жизни деревни в прошлом году, чтобы приурочить ее к 370-летию поселения, но не получилось.

 

 

— Наша деревня появилась в середине семнадцатого века. Правда, сначала она была основана в четырех километрах от противоположного берега реки. Там проходила широкая дорога, по которой путешествовали торговцы. А где торговцы, там и разбойники. Они грабили местных жителей и те решили переселиться подальше от шума — на другую сторону Уфы в густой лес. На новой территории деревня существует уже с начала восемнадцатого века.

 

 

Уфа-Шигири отличается от привычных российских деревень даже внешне. Здесь нет покосившихся старых домиков, в магазине не продают водку, а гору гравия во дворе аккуратно огораживают досками, чтобы камни не мешали прохожим. В соседних селениях говорят, что здесь живут «традиционно».

 

«Раньше русские относились к татарам без уважения, а теперь, когда видят, что наши деревни процветают, изменили свое отношение», — Шамси сидит на лавочке у дома и рассказывает, что в девяностые, когда закрылся совхоз и завод по обработке цветных металлов в районном центре, жители остались без работы и запили. — «Но у нас ислам сильный, мы спохватились, взялись за топоры и начали ездить на халтуру — строили дома и бани для новых русских. Так и жили». Он вспоминает, как в самые тяжелые годы девяностые в деревне было 24 точки, где продавали самогон, но постепенно они начали закрываться. И среди народа говорили, что у продавцов, спаивающих население, случались несчастья — то скотина умирала, то члены семей заболевали.

 

В 2002 году здесь провели перепись населения. Она показала, что 87 процентов жителей тут — татары. При этом, в некоторых источниках есть информация, что в середине двадцатых деревня считалось башкирской. Краевед считает, что советские данные неверны, потому что русские, которые проводили перепись, не вдавались в детали и разницы между башкирами и татарами не видели. Но он также добавляет, что их татарский несколько отличается от «казанского» татарского, некоторые слова заимствованы из башкирского.

 

 

Шамси признается, что ему было непросто работать главой поселения и рассказывает, как в 2009 году сельчане захотели построить памятник участникам Великой Отечественной Войны. На аллею славы нужно было собрать пятьдесят тысяч рублей. Половину суммы нашли сами жители, а еще тридцать тысяч обещала заплатить бухгалтерия Михайловска. Подрядчик поверил Шамси на слово, построил памятник, но в администрации никто так работы и не оплатил. Шамси до сих пор стыдно перед предпринимателем. Но ничего с этим сделать не может, у самого денег нет, а на просьбы никто не отзывается.

 

ИСТОРИЯ

 

В середине девятнадцатого века в Уфа-Шигири жили около 200 человек. Они охотились, собирали мед, разводили скот и сеяли поля. В это время в поселении уже стояла мечеть (есть документы, датированные 1830 годом). На рубеже веков деревня, как и везде, жила неспокойно. Революция разделила сельчан на красных и белых. После свободного НЭПа пришла коллективизация — у людей отнимали скот, оборудование и недвижимость. Часть зажиточных крестьян была не согласна с новыми правилами, и они ушли в леса, нападали на представителей власти.

 

Перед войной деревня разбогатела — колхоз разросся, жителей в деревне становилось все больше. Согласно переписи, перед войной в деревне жили 368 человек. Из них 113 были призваны на службу. Деревня опустела. Пока одни воевали, другие трудились в колхозе, а зимой рубили леса, заготавливали дрова для соседних городов. За работу детям, женщинам и старикам выдавали по свертку с мукой размером с кулак.

 

 

В середине шестидесятых в Уфа-Шигири везде появилось электричество. В то же время построили школу, в которой учились 300 детей, включая тех, кто приходил из соседних деревень. В восьмидесятых завод по обработке цветных металлов планировал открыть в деревне цех по производству товаров народного потребления. Но что именно за товары хотели выпускать, никто так и не узнал — рабочие успели возвести только каркас здания, потом деньги закончились. В девяностых закрылся совхоз и фольгопрокатный завод, где работали Уфа-шигирийцы, жители стали подрабатывать строительством.

 

 

Сейчас, по данным краеведа, население в Уфа-Шигири увеличивается. Молодым семьям выдают землю под строительство домов, деревня разбита на 257 домов. Шамси показывает мне цитату, которой хотел бы закончить книгу про родную деревню : «Нам не грозит исчезновение. Мы, сельчане, уверены в том, что она никогда не превратится в пустырь».

Ad 3
Advertisements

 

МЕЧЕТЬ

 

В Уфа-Шигири три мечети. Две работают постоянно, а третью открывают только в Рамадан. Имам один на всех. Его зовут Халил Галимов, ему 69 лет. Почти всю свою жизнь он был атеистом, но в сорок лет все изменилось.

 

— Атеизм мне в голову вбили в училище. Но вопросы о жизни все равно мучали меня. Помню, я ложился спать и спрашивал себя, что будет после смерти? Темнота или другой мир? Было страшно. До сорока лет я вот так боялся. Потом случайно наткнулся на текст, где души рассказывали живым людям, что происходит после смерти. Они говорили, что им живется очень плохо. Что там наказание за проступки увеличивается в сто раз. Я стал задумываться над этим, книжки читать.

 

Путь к богу у Халила занял два года. Поначалу было непросто — слова молитв забывались, держать пост было трудно. Бросить пить удалось только со второго раза. Халил говорит, что, зато сейчас его жизнь не бессмысленна: «У человека до веры нет цели в жизни. Все крутится вокруг заработать-купить-поесть-повеселиться. А Бог нас создал, чтобы мы поклонялись ему. Надо благодарить его за то, что он нам дает».

 

 

Имам признается, что людей, которые по-настоящему соблюдают правила немного, даже четверти деревни не наберется. «Ушли в мирское, о смерти не думают», — вздыхает он. «Некоторые говорят, что будут молиться на пенсии. Но с возрастом голова уже не работает, а колени не сгибаются». Имам жалуется, что своих детей они воспитывают в мусульманских традициях, но летом приезжают «городские и портят наших».

 

 

Религиозная община официально оформилась в Уфа-Шигири в 1995 году. Она называется «Тавхид» — единобожие. Тогда же построили первую мечеть — сейчас она стоит при въезде в Уфа-Шигири. Здание возводили сами жители: собрали деньги, зимой срубили деревья, весной сделали брусья, и к осени мечеть была готова.

 

 

В двухтысячном году восстановили вторую мечеть, которую красные разрушили в 1937 году. Причем в тридцатые большевики долго не могли найти человека, которой бы согласился снести минарет и под угрозой ареста и выселения вынудили одного сельчанина согласиться. Он свое дело сделал, но из Уфа-Шигири быстро уехал. Почти шестьдесят лет мечеть была домом культуры с дискотеками, танцами и праздниками. В начале нового века в мечети снова стали молиться.

 

ШКОЛА

 

Двухэтажную школу открыли в Уфа-Шигири в 2007 году, в ней могут учиться 160 детей. Сейчас в списках меньше ста учеников. Учительница начальных классов Фаиза Муфлеевна вспоминает, как после открытия школы, уральское отделение ЮНЕСКО хотело тут построить международный молодежный туристический комплекс. Местные газеты писали, что в 2008 году представители 23 стран мира заложили в Уфа-Шигири камень центра ЮНЕСКО в Свердловской области, который должен будет сохранять и пропагандировать культуру коренных народов.

 

Всемирную организацию заинтересовало, что школьники Уфа-Шигири сохраняют традиции татарско-башкирского народного искусства. И, кроме обычных предметов, изучают тракторное дело, пчеловодство, фитотерапию и несколько языков: русский, татарский, башкирский и английский.

 

 

Школьников возили в Екатеринбург и устраивали для них телемост с ребятами из Малайзии и Оклахомы. Время от времени сюда приезжали иностранцы, чтобы посмотреть, как живет традиционная татарская деревня. Жители проводили для заезжих зрителей праздники и чаепития. Но, как воспоминает учительница, лет через пять-шесть тема с ЮНЕСКО заглохла, а с заложенного камня исчезла табличка. Теперь это просто валун.

https://www.idelreal.org

Loading