Каждый день 60-летней Валентины Гавриловой начинается в 4 утра: 33 года она отработала дояркой в колхозе Зубцовского района, сейчас возглавила бригаду. «Ноги уже не те, да и спина больная стала, чтобы коров доить», — не жалуется, а объясняет новую должность Валентина Михайловна. Источник: https://tvernews.ru

 

 

В колхоз с патриотичным названием «Россия» Валентина Михайловна пошла работать из-за мужа – он трудился здесь шофёром. Мама Валентины всю жизнь работала дояркой, к тому же держала своих коров, поэтому женщине эта работа была не в новинку.

 

 

— Работа доярки – это не только научиться соски подключать. Рабочий день доярки начинается в 3.30 — 4 утра. Для начала почистить кормушки, принести комбикорма или сена зимой. Потом уже собственно дойка, уход за телятами. И так три раза в день. Не покормишь как следует или не выдоишь, может и мастит начаться. Корова может испортиться. Если есть подменные – есть и выходной. Если нет – работаешь каждый день. Я без выходных старалась работать, не хотела своих коров никому доверять.

 

 

Однажды Валентину сильно боднула корова:

— Я просто очнулась, а надо мной рога. Она злая была, большая. Так боданула, что я сознание потеряла. Но ничего, быстро забылось.

 

 

Валентина говорит, что коровы не понимают человеческого языка, а вот звук кнута знают отлично. Сейчас в колхозе около 800 голов вместе с телятами и быками, в дойном стаде – 266 коров. Каждая тёлка имеет кличку и цветную метку, в зависимости от неё доярки различают свою группу.

 

 

Во время дойки коровы нетерпеливо переминаются с ноги на ногу и лезут без очереди – во время дойки им насыпают комбикорм.

Ad 3
Advertisements

 

 

Перед дойкой вымя тщательно моют – если грязь попадет в молоко, партию не примут. Процесс дойки в колхозе почти полностью автоматизирован: при помощи насоса создается давление, которое отсасывает молоко из вымени. Затем по сложной системе отвода молоко подаётся в холодильники.

 

 

Раньше было, конечно, не так. На мой вопрос, не хотелось ли когда-то взять и бросить такой тяжелый труд, Валентина Михайловна отрицательно качает головой:

 

 

— Я 33 года проработала и не жалею об этом. Я с детства коров вручную доила – раньше не было такой техники. А где в деревне еще работать? Не всем же в бухгалтерии сидеть. Да и если на земле не будут пахать и сеять, а мы не будем коров доить, так и бухгалтерии не нужно будет, правда ведь? Если доить нормально, то зимой доярке можно тысяч 40-50 заработать. Я зимой, например,  доила тонну(!). Летом-то у всех зарплаты примерно одинаковые и не такие большие.

 

 

У Валентины трое детей и шестеро внуков. В декрете с двумя дочерями и сыном она практически не сидела – после рождения младшего, например, сразу же вернулась к коровам. Её дети всегда помогали по хозяйству и не ели говядину – выращенного теленка, который к тебе привязался, трудно съесть.

 

 

Колхоз «Россия», где работает Валентина Михайловна, был образован в 1958. Он чудом смог пережить перестройку, лихие 90-е. Тогда молочное животноводство стало не то, что не прибыльным, а даже убыточным. Но колхоз смог выстоять и сохранить дойное стадо, пусть и не все поголовье – 800 из 1100. Сейчас молоко и мясо, производимые в колхозе, везут на заводы во Ржев, Зубцов и подмосковную Истру.

 

 

Loading