Я, знаете ли, не всегда жил в деревне и владел личным подсобным хозяйством (ЛПХ). В прошлом — проживал и работал в Питере. А в выходные — уезжал с семьей на дачу, чтобы немного покопаться в земле, подышать свежим воздухом, отдохнуть от постоянных городских стрессов. А заодно прикупить кое-что у местных хозяев, очень уж свеженького хотелось после магазинной «заморозки».
Так вот, меня всегда не то чтобы сильно удивляло, но немного напрягало отношение деревенских к городским покупателям. Висит, например, на сельской избе табличка. Там все честь по чести расписано: что конкретно продается, цена указана, номер телефона. И приписка внизу, дескать, обращайтесь в любое время, будем рады, отоварим по первому классу! И вот звонишь, бывало, а через минут пять гудков, слышишь недовольное:
— Ну, чего надо?
Начинаешь объяснять, мол, хочу посмотреть, что за товар к продаже предлагается. В ответ:
— Чо на него смотреть-то , товар, как товар. Ты брать будешь, или так, делать нечего?..
После такого «вежливого» разговора, как правило, охота поддержать рублем отечественного производителя пропадала напрочь.
Но иногда попадались люди более-менее душевные, они приглашали пройти за калитку, выносили образцы продуктов. И вот что интересно, почти всегда яйца были мелкие и грязные, тушки кур – плохо ощипанные и поросшие длинными волосами, молоко — в бутылках с серыми нечистыми разводами. Такое впечатление, что людей совершенно не интересовало внешнее состояние продуктов, за которые, между прочим, они требовали немаленькие деньги. При этом очень обижались, если указывал на это и уходил, так ничего и не купив. Некоторые бросали в спину:
— Чистоплюй!
С тех пор прошло немало лет, деревенские продукты перестали быть экзотикой, их начали продавать и по интернету, и в специальных «магазинах фермерских продуктов». Конкуренция стала жестче, для того, чтобы продать что-то, сельские коммерсанты стали повежливей и порадушней. Но все равно потенциальный покупатель, набрав номер деревенского продавца, иногда слышит:
— Ну, чего надо?..
А надо совсем немного. Для начала услышать доброжелательное «Алло, слушаю Вас». На заданный вопрос о предлагаемом товаре — не резкую отповедь типа «там все написано», а вежливый и подробный рассказ о том, что есть в продаже, по какой цене, есть ли скидки на малый опт. Ответить на дополнительные вопросы, например, о наличии ветеринарной справки, условиях содержания птицы и животных, можно ли посмотреть хозяйство. И люди сторицей отплатят, охотно отдавая деньги не только за качественный товар, но и за, так сказать, приятное обхождение, называемое за границей ёмким словом «сервис»..
Мне могут возразить продавцы, мол, плохо знаете этих городских покупателей, они, бывает, всю душу вынут расспросами да допросами, а толку с этого чуть. Что ответить, все люди разные, не все покупатели одинаково полезны) Но! Изобретенный в советские времена лозунг «Покупатель всегда прав» ведь никто не отменял.
И еще. Не стоит, думается, продавать товар хотя и качественный, но кое-как упакованный и немытый. Впрочем, это — уже мое личное мнение. Возможно, не всегда совпадающее с мнениями многочисленных покупателей деревенских продуктов))
Михаил Михайлов.