Быть мамой – непросто. А быть не просто мамой, а многодетной, да еще и живущей в деревне со всеми вытекающими в виде отсутствия удобств и наличия большого хозяйства, вовсе кажется нереальным. Но 41-летняя Елена Дегиль из деревни Зеленая Барановичского района – именно такая, нереальная мама. Ее даже орденом Матери наградили. Как ей удается все успевать и чем приходится жертвовать, она рассказала Intex-press.

«Мечтаю, чтобы дети выросли людьми и действительно получали 1000 рублей». Многодетная мама из деревни – о детях и женской доле

Елена Дегиль, ее муж Алексей и пятеро детей. Фото: архив семьи ДЕГИЛЬ

 

 

В деревню Зеленая приезжаем около 7 утра. О визите журналистов Елена Дегиль знает, но наводить показной марафет, как бывает в подобных случаях, не стала: встречает нас без макияжа, прически и в спортивном костюме. Зато из кухни доносится аппетитный запах домашних сырников, а за столом, весело стуча ложками, завтракают дети – 10-летний Петя, 7-летний Данила и 5-летний Илья.

Елена Дегиль кормит сыновей завтраком перед тем, как отправить их на школьный автобус. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Елена Дегиль кормит сыновей завтраком перед тем, как отправить их на школьный автобус. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

 

 

– Как видите, мы не в полном составе. Старшая наша, Вика, учится в Витебске на юриста. От дома 600 километров, приезжает редко. Но, слава Богу, есть чем гордиться. А младший, Ванька, спит еще. Ему 1,5 годика. Давайте кофе сделаю, сырничек скушайте, – хлопочет хозяйка.

Многодетный отец Алексей Дегиль провожает мальчиков на школьный автобус, который отвезет их в школу и садик в г. п. Городище.

 

 

Когда дети собраны, папа ведет их на школьный автобус. Своих школы и сада в Зеленой нет, дети ездят за 5 км в г.п. Городище. А у мамы появляется время поговорить.

10-летний Петя и 5-летний Илья в школьном автобусе.

 

Вырастила себе мужа

 

 

О том, что однажды станет многодетной матерью, Елена даже не думала. Особенно когда ее первый брак распался и она осталась одна с ребенком в разваливающемся доме. Но когда в ее жизни появился Алексей Дегиль, все изменилось.

 

 

– У нас с Лешей разница шесть лет. Я его, можно сказать, вырастила. У обоих была тяжелая жизнь. Общались какое-то время, а потом он говорит: «Тебе одной тяжело, давай будем жить вместе». Я сомневалась: молодой совсем, стыдно как-то. Но потом смотрю: не пьет, аккуратный, ответственный, работящий, что еще в деревне надо? – вспоминает Елена Дегиль.

 

 

Это не была любовь с первого взгляда. И вовсе не любовь – она пришла позже.

Супруги Дегиль с младшим сыном Иваном.

 

 

– Когда я забеременела первый раз, сыну ставили нехороший диагноз. Думали, инвалидом родится. Не до любви было. К счастью, ребенок родился здоровым. Но тогда я решила: сколько будет детей – столько будет, абортов делать не стану, – говорит Елена. – Любовь пришла, когда появился третий ребенок, четвертый. Только тогда, наверное, мы поняли, что не можем друг без друга. И теперь только вдвоем: работаем вместе, детей растим.

 

 

Самое главное, считает Елена, чтобы супруги уважали друг друга.

– Нужно, чтобы муж, если видит, что жена устала, говорил «приляг, отдохни», а не «ты же с детьми была, что ты делала?». А какая романтика теперь? Сели в трактор и поехали – вот и вся у нас романтика, – смеется женщина.

 

Деревня-кормилица

 

 

Быть мамой, особенно многодетной, в деревне – тяжелый труд.

– В городе маме надо постирать – закинула в машинку и все. А у нас колодец стал пересыхать, воды в доме нет, думай, где ее взять. В городе мама пошла на сельхозярмарку и купила, что надо. А тут, чтобы овощи были, нужно огород посадить, прополоть. В городе школа, поликлиника – все рядом. А у нас может и автобус школьный на полдороги сломаться, думай тогда, как детей забрать. И в поликлинику не так просто попасть, – перечисляет неудобства Елена.

 

 

Несмотря на минусы, плюсов в сельской жизни она видит намного больше. Говорит, и воздух свежий, и лес рядом, и продукты все свои, домашние.

В хозяйстве у Елены есть не только куры, но и кролики.

 

 

– Не знаю, как живут многодетные семьи, которые не держат хозяйство. У мужа моего зарплата 500 рублей и у меня пособие – 541. На эти деньги я семью не прокормлю. Только за учебу дочери нужно 1000 рублей в год заплатить. Плюс садик-школа, коммунальные, детей одеть-обуть, – говорит Елена.

 

 

Поэтому семья Дегиль держит корову, свиней, гусей, кур, кроликов. «Был еще конь, и вьетнамских свиней штук 30, и овечек штук 50, но продали: не могу больше, устала», – говорит мама. А еще Елена делает заготовки на зиму: «Банок 600 каждый год, потому что дети любят компоты, варенье, закатки».

Зато, с гордостью говорит Елена, ее дети не хуже других.

– Поездка – значит, поездка, театр – значит, театр. Иногда меня спрашивают: «Брониславовна, откуда у вас столько денег?» Сижу, говорю, рисую по ночам, – смеется женщина.

 

 

«Ты сама на это подписалась»

 

 

Обычный день Елены начинается в 4.30 утра и заканчивается за полночь. И это она пока в декрете, а ведь ее работу в Городищенском доме-интернате тоже легкой не назовешь.

 

 

– Я долгое время была няней с лежачими детьми. Это очень тяжело. Прежде всего морально. Когда понимаешь, что некоторые воспитанники могли хотя бы ходить научиться, если бы они были нужны своим родителям. Душа болит. Домой приезжала – плакала. Очень жалко их было, – рассказывает Елена.

 

 

Тем не менее женщине удается выкроить немного времени для себя. В основном по ночам. Елена любит рукодельничать: шьет, вышивает, вяжет. А еще она уже много лет состоит в книжном клубе и каждый месяц заказывает себе почтой хотя бы пару книг. А вот на модные наряды, косметику или прически денег жалеет. Говорит, последнее, что себе покупала – платье за 25 рублей и босоножки за 7 рублей на распродаже на свадьбу к крестнику этим летом.

Ad 3
Advertisements

Ваня Дегиль, младший из пятерых детей Елены.

 

 

– Мы с мужем даем детям все, что можем дать. Часто в ущерб себе. Иногда смотришь: идут дамочки, нарядные, накрашенные, а ты на стрижку денег жалеешь, потому что их всегда не хватает. И успокаиваешь себя:  сама на это подписалась, никто не заставлял, – с грустной улыбкой говорит Елена. – А потом глянешь на своих мальчишек, какие они у тебя хорошие и красивые, и сразу остальное становится не важно.

 

Правила воспитания

 

 

Супруги Дегиль много работают сами и приучают к труду детей. Родители уверены, что только так можно достойно их воспитать.

 Муж Елены Дегиль Алексей с младшим сыном Иваном возле собственного трактора. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Муж Елены Дегиль Алексей с младшим сыном Иваном возле собственного трактора. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

 

 

– Я не говорю, что детский труд нужно эксплуатировать, но дети должны помогать своим родителям. Иначе что из них вырастет? Мои мальчики знают свою работу: кроликов покормить, гусей выпустить, отцу помочь свиней почистить, – рассказывает многодетная мама.

 

 

А вот от гаджетов стараются их оградить. Вместо того, чтобы сидеть на диване с телефоном, мальчишки все лето провели в деревянном домике во дворе, который мама с папой соорудили для них своими руками.

Супруги Дегиль построили во дворе для детей деревянный домик

 

 

– Дети должны бегать, прыгать, играть, читать, – категорично высказывается муж Елены Алексей. – Телефоны мы детям не даем.

Еще одно правило супругов – не выяснять отношения при детях.

– Они берут с нас пример. Поэтому дома мы никогда не ругаемся. А если между нами и проскочит какая искра (всякое бывает, как в любой семье), отходим подальше за сарай и там уже можем высказать друг другу все, – говорит многодетная мама.

В остальном сыновья Елены растут как обычные деревенские дети. Бегая по лужам и уплетая на ходу сало с луком. Разве что с учебой мама их «терроризирует», потому что понимает, как образование важно.

 

 

– Сегодня столько алкоголиков, наркоманов. Поэтому я очень переживаю и мечтаю только о том, чтобы мои дети выросли нормальными людьми. Чтобы не валялись где-то пьяными, а получили нормальную профессию, которая позволила бы действительно получать те же 1000 рублей, – говорит она.

«Не ждать, что все придут и дадут»

 

 

Елена считает, что, как и в вопросах воспитания, в вопросах содержания детей родители должны рассчитывать только на себя.

– Конечно, помощь какая-то от государства должна быть. Но почему только многодетным? Почему помощи не должно быть той же маме-одиночке, к примеру? Мы детей рожали для себя, а не для государства, сами и должны стараться их обеспечить, – рассуждает она. – Да, спасибо, в школе детей кормят два раза в день, в садике наполовину дешевле. Нам, конечно, легче. Но просто сидеть и ждать, что придут и все дадут – это неправильно.

 

 

А ведь многие многодетные семьи, отмечает Елена, относятся к государству и окружающим именно потребительски, из-за чего в обществе формируется негативное отношение к ним.

– Никто никому не должен! Ты сама детей рожала, сама так захотела. Не можешь их содержать – не рожай! Из-за таких вот мам общество предвзято относится к многодетным семьям, а многие и вовсе считают, раз у тебя много детей, значит, ты пьяница, – не скрывает возмущения Елена.

Елена и Алексей Дегиль возле роддома. Фото: семейный архив

 

 

Просьбы для президента

 

 

В конце сентября президент Беларуси подписал очередной указ о награждении орденом Матери женщин, родивших пятерых и более детей. В списке награжденных оказалась и Елена Дегиль. Приятно, говорит многодетная мама, но сама себе она орден не присуждала бы – рано.

 

 

– Я не вижу пока никакой заслуги. Ну выносила я их, ну родила. Но я считаю, орден нужно давать, когда дети уже выросли, когда из них уже что-то получилось, – уверена многодетная мама.

 

 

Тем не менее, если представится возможность поехать на награждение, поедет обязательно. Особенно если награду будет вручать сам президент. Ведь ей есть что ему сказать при встрече.

 

 

– Мне самой ничего не надо, у меня все есть. Но я бы попросила, чтобы образование наше сделали действительно бесплатным, а детскую медицину – нормальной. Чтобы кровати в садике, на которых я еще спала, обновили, а в школы хотя бы веники купили, а то мы за свои деньги даже мусорные пакеты покупаем, – говорит Елена. – В поликлиниках – ни аппаратуры, ни медикаментов, а болезнь ребенка нужно за 1,5 месяца предугадать, чтобы на прием попасть. Только говорят, что у нас все бесплатное, а на деле: идешь в школу – дай, идешь в садик – дай.

 

 

Особенно у многодетной мамы душа болит за родную деревню. Она не понимает, зачем пропагандировать жизнь на селе, если элементарные удобства создать там государство не может.

 

 

– В райисполкоме нам сказали, что наша деревня нерентабельная, поэтому газ нам вести не будут. Но к чему тогда все эти слова о малой родине? Деревня никогда не была рентабельной, но здесь же тоже люди живут. И относиться к ним нужно по-человечески, – резюмирует мама. 

 

 

Авторы: Людмила СТЕЦКО, Александр ЧЕРНЫЙ.

Loading